Фёдоров П.В. Некрополь заполярного индустриального города как символическое пространство: к постановке проблемы: (на примере г. Мурманска). Живущие на Севере. 2008, c.120-124.

условиям, превращение временного пристанища в место жизни, малую ро­ дину. Погребальная культура, при всей своей консервативности и кано­ ничности, не может не отражать в себе поведенческих стратегий местного социума, поскольку уже своим существованием свидетельствует о наличии «смертной связи» усопшего с землей. Конечно, не все почившие люди предвидят свой конец и место своего погребения, не каждый похоронен­ ный на кладбище является укоренившимся жителем. Однако тот, кто вы­ нужден отмечать места погребений ритуальной символикой (родственни­ ки, друзья), так или иначе фиксирует свое отношение не только к усопше­ му, но и к акту погребения. У Мурманска существуют два городских общегражданских погре­ бальных комплекса, не имеющие официальных названий, но различаю­ щиеся горожанами как «старое кладбище» (в Северной промзоне Мурман­ ска) и «новое кладбище» (6—8 км шоссе Кола —Мурмаши). Старое клад­ бище было открыто для захоронений с 1930-х гг. до 1971 г. Но в виду того что оно сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны, основ­ ной массив памятников на нем относится к послевоенному времени. На новом же кладбище захоронения проводятся с 1971 г. по настоящее время. Ныне и то, и другое кладбища представляют собой большие «города мерт­ вых». Статистика по старому кладбищу не обнаружена, лишь по очень приблизительным подсчетам можно предположить, что здесь похоронено около 40—50 тыс. человек (и это не считая воинских захоронений). На но­ вом кладбище, занимающем территорию площадью около 100 гектаров, по официальном данным, похоронено более 100 тыс. чел. Размеры кладбищ свидетельствуют не только о былом бурном росте численности населения Мурманска, но и о наметившемся в последнее время его старении. Погребальная культура сопряжена с уводящей в глубокую древность сакральной атрибутикой, которая и сегодня находит свое выражение в символическом пространстве некрополя. Чисто внешне архитектурно­ композиционный ландшафт обоих кладбищ заметно отличается друг от друга. Надфобная архитектура старого кладбища весьма аскетична и про­ ста. Преобладают бедно украшенные металлические и цементные (редко - гранитные) обелиски и стелы, увенчанные звездами или православными крестами. Данный стиль отражает не столько низкий в целом уровень жиз­ ни советского человека сталинско-хрущевской эпохи (отчасти даже наобо­ рот: себестоимость такого надгробия оказывалась выше деревянного кре­ ста, распространенного в довоенных секторах, и в этом смысле заметен материальный прогресс), сколько большевистскую установку социального равенства, подкрепленную вековой традицией единства сельского «мира» (ведь многие из похороненных здесь приехали в Мурманск из сельской ме­ стности). Не случайно на старом кладбище встречаются надгробные па­ мятники в виде православных крестов (особенно в секторах 30-50-х гг.), 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz