Фёдоров П.В. Некрополь заполярного индустриального города как символическое пространство: к постановке проблемы: (на примере г. Мурманска). Живущие на Севере. 2008, c.120-124.
условиям, превращение временного пристанища в место жизни, малую ро дину. Погребальная культура, при всей своей консервативности и кано ничности, не может не отражать в себе поведенческих стратегий местного социума, поскольку уже своим существованием свидетельствует о наличии «смертной связи» усопшего с землей. Конечно, не все почившие люди предвидят свой конец и место своего погребения, не каждый похоронен ный на кладбище является укоренившимся жителем. Однако тот, кто вы нужден отмечать места погребений ритуальной символикой (родственни ки, друзья), так или иначе фиксирует свое отношение не только к усопше му, но и к акту погребения. У Мурманска существуют два городских общегражданских погре бальных комплекса, не имеющие официальных названий, но различаю щиеся горожанами как «старое кладбище» (в Северной промзоне Мурман ска) и «новое кладбище» (6—8 км шоссе Кола —Мурмаши). Старое клад бище было открыто для захоронений с 1930-х гг. до 1971 г. Но в виду того что оно сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны, основ ной массив памятников на нем относится к послевоенному времени. На новом же кладбище захоронения проводятся с 1971 г. по настоящее время. Ныне и то, и другое кладбища представляют собой большие «города мерт вых». Статистика по старому кладбищу не обнаружена, лишь по очень приблизительным подсчетам можно предположить, что здесь похоронено около 40—50 тыс. человек (и это не считая воинских захоронений). На но вом кладбище, занимающем территорию площадью около 100 гектаров, по официальном данным, похоронено более 100 тыс. чел. Размеры кладбищ свидетельствуют не только о былом бурном росте численности населения Мурманска, но и о наметившемся в последнее время его старении. Погребальная культура сопряжена с уводящей в глубокую древность сакральной атрибутикой, которая и сегодня находит свое выражение в символическом пространстве некрополя. Чисто внешне архитектурно композиционный ландшафт обоих кладбищ заметно отличается друг от друга. Надфобная архитектура старого кладбища весьма аскетична и про ста. Преобладают бедно украшенные металлические и цементные (редко - гранитные) обелиски и стелы, увенчанные звездами или православными крестами. Данный стиль отражает не столько низкий в целом уровень жиз ни советского человека сталинско-хрущевской эпохи (отчасти даже наобо рот: себестоимость такого надгробия оказывалась выше деревянного кре ста, распространенного в довоенных секторах, и в этом смысле заметен материальный прогресс), сколько большевистскую установку социального равенства, подкрепленную вековой традицией единства сельского «мира» (ведь многие из похороненных здесь приехали в Мурманск из сельской ме стности). Не случайно на старом кладбище встречаются надгробные па мятники в виде православных крестов (особенно в секторах 30-50-х гг.), 121
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz