Фёдоров, П. В. Слово об учителе и гуманисте (памяти Розы Михайловны Черных) // VIII Ушаковские чтения, [Мурманск, 2-4 марта 2011 г.] : к 90-летию со дня рождения профессора И. Ф. Ушакова / М-во образовния и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2012. - С. 304-308.

лям. Профессиональные исследователи истории, общавшиеся с Розой Ми­ хайловной, видели в ней заинтересованного читателя всех новых публика­ ций, способного поддержать научную тему, выявить ее методическую зна­ чимость для школы и, при необходимости, вооружить добытыми знаниями школьных учителей. P.M. Черных тем самым становилась своеобразным связующим звеном между научным миром и мурманской системой образо­ вания. Как друг гуманитариев, Роза Михайловна была частым гостем Мурманского педуниверситета: приходила на кафедры с идеями, предло­ жениями и за помощью, участвовала в работе научно-практических конфе­ ренций и семинаров. Сегодня, когда в нашей стране не утихают дискуссии о качестве школьных учебников истории, гуманитарное сообщество стало понимать, сколь важна при создании такого рода книг роль опытных педагогов- методистов. Роза Михайловна активно поддерживала идею регулярного обновления и расширения перечня учебных и методических пособий по истории Кольского Севера. Наряду с историей, P.M. Черных столь же рев­ ностно заботилась о регионализации содержания учебного курса по обще- ствознанию. Созданные ею многочисленные программно-методические разработки по национально-региональному компоненту широко внедря­ лись в основной, средней и начальной профессиональной школе1. В Ин­ тернете сегодня без большого труда можно найти многочисленные ссылки на научно-методические публикации P.M. Черных. 1 Черных P.M. Национально-региональный компонент государственного образова­ тельного стандарта. История: Программно-методические материалы. Мурманск, 2001; Черных P.M. Национально-региональный компонент государственного образова­ тельного стандарта. Тематическое планирование обществознания с национально­ региональным компонентом в основной и средней школе. Мурманск, 2001; Черных P.M. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта. Обществознание: Программно-методические материалы. Мурманск, 2001; Черных P.M. Программы по истории России и обществознанию с регионально­ национальным компонентом специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений: Программно-методические материалы. Мурманск, 2003; Черных P.M. Тематическое планирование курса истории России с регионально-национальным компонентом общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждений: 7-й класс: Методические рекомендации. Мурманск, 2003; Черных P.M. Тематиче­ ское планирование курса истории России с регионально-национальным компонен­ том общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждений: 8-й класс: Методические рекомендации. Мурманск, 2003; Тематическое планирование курса истории России с регионально-национальным компонентом общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждений: 9-й класс: Методические рекомендации. Мурманск, 2003; Черных P.M. Методические рекомендации учителям и преподава­ телям истории по составлению учебно-методического комплекта в общеобразова­ тельных учреждениях Мурманской области. Мурманск, 2003; Черных P.M. Темати­ ческое планирование курсов всеобщей истории и истории России XX века учрежде­ ний начального профессионального образования (с регионально-национальным ком­ понентом). Мурманск, 2004 и др. 306

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz