Фёдоров, П. В. Слово об учителе и гуманисте (памяти Розы Михайловны Черных) // VIII Ушаковские чтения, [Мурманск, 2-4 марта 2011 г.] : к 90-летию со дня рождения профессора И. Ф. Ушакова / М-во образовния и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2012. - С. 304-308.

Своим каждодневным трудом Роза Михайловна вносила большой вклад и в регионализацию школьного образования. Она часто выступала перед профессиональной учительской аудиторией, которую заинтересо­ ванно убеждала в существовании неиспользованных возможностей регио­ нальной истории и местной культуры для процесса обучения и воспитания1. На рубеже ХХ-ХХІ вв., когда происходила смена образовательных тактик с краеведения на «национально-региональный компонент», P.M. Чер­ ных активно поддерживала эти преобразования, считая, что уроки о крае должны не только давать элементарные представления о месте прожива­ ния или, скажем, углублять знания по отечественной истории, но и посвя­ щать учащихся в принципиально новый уровень понимания гуманитарных проблем - привязанный к дому, месту, региону, где по сути начинается процесс познания мира человеком и приобретается первый в жизни опыт социальной деятельности. P.M. Черных справедливо считала, что национально-региональный компонент образования наделен огромным духовным и нравственным по­ тенциалом, способствующим объединению усилий государства и общества по стабилизации социальных и национальных отношений в стране, в ста­ новлении гражданского самосознания личности, формировании социально значимых ценностей: патриотизма, человеческого и национального досто­ инства, толерантного отношения к носителям другой культуры, чувства ответственности и сопричастности к событиям, происходящим в нашей стране, ближнем, дальнем зарубежье и нашем крае2. Она всячески приветствовала выход гуманитарных исследований по региональной проблематике, внимательно отслеживала новые идеи, при­ надлежавшие и признанным ученым (таким, как доктора исторических на­ ук И.Ф. Ушаков и А.А. Киселев), и начинающим вузовским преподавате­ сы. М., 2006; Черных P.M. Тематическое планирование курса обществознания (с ре­ гиональным компонентом): 8, 9, 10 и 11 классы: пособие для учителя. М., 2007. 1 Черных P.M. Апробация национально-регионального компонента исторического об­ разования в школах Мурманской области // Национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов по предметам гуманитарного цикла: проблемы, поиски, находки:Материалы областной научно-практической конференции учителей (Мурманск, 26-27 апреля 1994 г.). Мурманск, 1994. С. 172-176; Черных P.M. Совершенствование системы управления гражданским воспитанием как необходи­ мое условие достижения нового качества образования // Ценностные ориентации учителя как фактор гражданского становления личности школьника: Материалы областной научно-практической конференции учителей (Мурманск, 28-29 марта 2000 г.). Мурманск, 2002. С. 48-54; Черных P.M. Национально-региональный компо­ нент содержания исторического образования: опыт разработки, проблемы, перспек­ тивы развития // II Ушаковские чтения: Материалы межрегиональной научно-прак- тической конференции памяти профессора И.Ф. Ушакова (Мурманск, 2 -4 марта 2005 г.). Мурманск, 2006. С. 352-359 и др. 2 Черных P.M. Национально-региональный компонент содержания исторического об­ разования: опыт разработки, проблемы, перспективы развития... С. 352. 305

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz