Фёдоров П.В. Десятилетие без И. Ф. Ушакова. Тенденции и перспективы в процессе изучения досоветского прошлого Кольского Севера в начале XXI в. VIII Ушаковские чтения. 2012, c.6-19.
Важное место в творчестве И.Ф. Ушакова занимали саамы. В свое время ученый оспорил тезис дореволюционных исследователей B.J1. Ку- шелева и Г.Ф. Гебеля о «вымирании» аборигенов края; показал несостоя тельность идеи Н.Н. Харузина об «обеднении» саамского хозяйства под влиянием прихода русского населения; проиллюстрировал продуктивность совместного проживания саамов с русскими как в области материальной культуры, так и в духовной сфере. Современные исследователи продолжают традицию изучения исто рии саамов. В 2008 г. Высшей саамской школой в Каутокейно была издана монография М.Г. Кучинского «Саами Кольского уезда в ХѴІ-ХѴІІІ веках: Модель социальной структуры»1. В исследовании автор предлагает науч ную методику анализа массовых источников для выявления социально демографических характеристик саамского этноса в исторической ретро спективе. Но основе полученных данных М.Г. Кучинский реконструирует социальную структуру саамского общества через выделение различных уровней: сийт, патрилиния, семейная единица, вежа. Научные выводы ав тора продвигают современные знания о развитии саамского общества в область социально-антропологического, историко-демографического и микроисторического направлений. М.Г. Кучинский, ощущая себя представителем «новой» науки, под вергает критике сторонников марксистского подхода. В частности, идеи И.Ф. Ушакова отвергаются им на том основании, что «автор без какой- либо критики использует в качестве иллюстраций своей модели упомина ния отдельных событий или черт жизни саами». М.Г. Кучинский сомнева ется в целесообразности рассмотрения истории саамского общества в кон тексте истории российской колонизации, а также как «одну из специфиче ских черт региональной истории»2. Вместе с тем предлагаемая автором мо дель также не лишена недостатков. Главные из них - ее непроверяемость и абстрактность. М.Г. Кучинский сам признается, что база приводимых дан ных читается лишь на «авторском рабочем столе». Процесс унификации имен из источников, которые он изучал, сопряжен с условным (не исклю чающим неверных толкований) отождествлением различных, но похожих имен саамов, в то время как фамилии еще только формировались, а имена и прозвища отличались большой вариативностью. Демографическая динами ка рассчитывалась им только по учтенному, мужскому населению и едва ли может быть уверенно экстраполирована на все население саамских погостов. И, кроме того, построенная М.Г. Кучинским модель не верифицируется бо лее широкими социальными системами, в частности, населением Кольско го уезда. Каковы были саамско-русские связи? Чем определено простран ство, окружающее внешние границы данной модели? На все эти сущест 1 Кучинский М.Г. Саами Кольского уезда в ХѴІ-ХѴІІ веках: Модель социальной структуры. Каутокейно, 2008. 2 Там же. С. 13-14. 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz