Фёдоров, П. В. Православные кочевники среди ландшафтов Русской Лапландии (XIX-XX в.) // Сборники Президентской библиотеки / Президентская библиотека. Сер. Электронный архив. - Санкт-Петербург, 2017. - Вып. 1 : Святейший Синод в истории российской государственности. - С. 432-449.

440 Часть 2. Культурная, образовательная и общественно-просветительская деятельность Святейшего Правительствующего Синода в местах своего проживания, но и далеко за их пределами. Находясь на про- мысле, встречаясь с неистовой силой океана, православные нередко риско- вали жизнью. Поэтому на пустынных местах можно было встретить одино- кую часовню или поклонный крест. Мурманский берег Баренцева моря. Рыбацкие становища и колонии: стихия движения Мурманский берег Баренцева моря в культурном смысле долгое время был прямой противоположностью Терскому и Карельскому берегам Белого моря. Здесь находились только сезонные поселения – становища, которые заполняли пришлые рыбопромышленники на период промыслов (с весны и до осени). Характер построек был соответствующий: жилища возводились только в качестве временного пристанища. Церквей и приходов на всем про- тяжении берега не было. Окормление рыбопромышленников совершалось причтом из Колы, объезжавшим становища и расставленные в них редкие часовни. Ситуация начинает меняться с 60-х гг. XIX в., когда российское прави- тельство приступило к заселению Мурманского берега постоянным населе- нием. Рядом с сезонными становищами стали возникать колонии с ново- поселенцами. Мурманскую окраину заселяли не только православные, но и лютеране, и на Русскую Церковь легла одновременно с духовной и полити- ческая задача. В период с 1885 по 1902 г. здесь были основаны четыре право- славных прихода: Териберский (1885), Гавриловский (1893), Китовский (1902) и Рындский (1902). Во многом на берег стал работать и Печенгский приход, учрежденный в 1857 г. на территории лопарского погоста. С 1871 по 1917 г. на Мурманском берегу (включая возобновленный Трифоно-Печенгский мона- стырь) были построены 16 новых храмов: 12 церквей и четыре часовни. Суровый климат, близость океана и неустроенность быта оказывали непосредственное влияние на жизнь Мурмана. Его постоянное и времен- ное население также находилось в движении: по территории перемещались не желавшие селиться на Мурмане рыбаки-сезонники; местное неукоренен- ное население подыскивало, в какой колонии лучше пустить корни. Не были исключением и священники, которые подчинялись этому общему порыву движения. Согласно подсчетам, средняя продолжительность пребывания священников на должности составила: в Рындском приходе (по данным за 1902–1919 гг.) 4 года, в Гавриловском приходе (за 1893–1917 гг.) и Китовском приходе (1904–1918 гг.) по 6 лет. Более оседлыми можно считать Териберский

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz