Фёдоров, П. В. Православные кочевники среди ландшафтов Русской Лапландии (XIX-XX в.) // Сборники Президентской библиотеки / Президентская библиотека. Сер. Электронный архив. - Санкт-Петербург, 2017. - Вып. 1 : Святейший Синод в истории российской государственности. - С. 432-449.

439 П. В. Фёдоров пространства, подобно жизни русского хлебопашца, а в циркуляции через единственную точку, где находились дом, семья, ожидало место для упокое- ния после смерти. Приходская жизнь развивалась здесь на традиционных основаниях. Наиболее древними приходами были оба Варзужских (Успенский и Петро- павловский), Умбский, Кандалакшский и Керетский. В ХIХ в. был создан целый ряд новых приходов: Тетринский (1844), Ковдский (1845), Кузомен- ский (1861), Кашкаранский (1890), Чапомский (1894), Княжегубский (1914), Оленицкий (1914). С 1864 по 1917 г. на Терском и Карельском берегах Белого моря (до Керети) были возведены 27 новых храмов: 20 церквей и 7 часовен. Причем иные храмовые здания после пожаров или старения возобновлялись на одном и том же месте по многу раз: согласно документальным источникам, церковь Петра и Павла в Варзуге и церковь Рождества Пречистой Богородицы в Кан- далакше возводились не менее четырех раз каждая; церковь Николая Чудо­ творца в Ковде, церковь Рождества Иоанна Предтечи в Кандалакше, церковь Димитрия Солунского в Кузомени, церковь Зосимы и Савватия и церковь Николая Чудотворца в Варзуге – не менее трех раз каждая. Несмотря на такую «оседлость» храмов, сами священники с трудом адаптировались к местному климату: стремясь найти приход с более подхо- дящими для себя условиями жизни, они перемещались. Согласно подсчетам, средняя продолжительность пребывания священника на должности соста- вила: в Керетском приходе (по данным за 1802–1905 гг.) 6 лет; в Тетринском приходе (за 1848–1919 гг.) 7 лет; в Кандалакшском приходе (за 1793–1913 гг.) и Ковдском приходе (за 1886–1920 гг.) по 8 лет; в Кашкаранском приходе (за 1890–1909 гг.) 9 лет; в Кузоменском приходе (за 1880–1918 гг.) 10 лет; в Чапом- ском приходе (за 1894–1918 гг.) 11 лет. Самые древние приходы – Варзужские (по данным за 1795–1918 гг.) и Умбский (за 1876–1924 гг.) – стали самыми оседлыми: здесь служили в среднем по 16 лет в каждом. На фоне постоянных циркуляций местного населения перемещения свя- щенников придавали православной жизни на Терском и Карельском берегах Белого моря определенное своеобразие. Впрочем, и оно находило параллели в церковном предании: бывший священник, особо почитаемый на Севере преподобный Варлаам Керетский искупал свой грех перед Богом тяжелым физическим трудом в постоянных плаваниях вокруг берегов Кольского полу- острова. Семиотическое пространство побережий также формировалось под влиянием циркуляций верующих, которые нуждались в молитве не только

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz