Фёдоров, П. В. Православные кочевники среди ландшафтов Русской Лапландии (XIX-XX в.) // Сборники Президентской библиотеки / Президентская библиотека. Сер. Электронный архив. - Санкт-Петербург, 2017. - Вып. 1 : Святейший Синод в истории российской государственности. - С. 432-449.

437 П. В. Фёдоров Православная Церковь не могла не учитывать местную специфику. Так, длительное время она отказывалась создавать традиционную систему православных приходов в лопарских погостах. До 1857 г. на всю восточную часть тундры имелся только один приход – Понойский. Окормление дру- гих лопарских территорий происходило непосредственно из русского города Колы. По внутренним районам Русской Лапландии были расставлены оди- нокие часовни и крайне редко – церкви. Расположенный за многие десятки километров причт периодически объезжал лопарские сезонные поселе- ния, во время которых совершал богослужения и требы. Только на взгляд неопытного путника дикая тундра не имела дорог. В действительности она была пересечена многочисленными, действующими в течение столетий ком- муникациями, хорошо известными аборигенному населению. Само движе- ние по тундре становилось естественным и необходимым. Кочевала паства – кочевали священнослужители. Подобный образ жизни не только не противоречил, но даже находил параллели в местной агиографи- ческой традиции: «лопарский апостол» преподобный Трифон Печенгский, причисленный Церковью к лику святых, согласно своему житию, скитался по тундре в поиске духовных чад и спасался от языческого гнева в укрытиях. Однако в среде священничества, воспитанного на ином стандарте цер- ковной жизни, естественно возникало неприятие местных реалий. В сере- дине ХIХ в. правящие архиереи Архангельской епархии Варлаам (Успенский) и сменивший его Антоний (Павлинский) предлагали учредить в тундре традиционные православные приходы, чтобы приблизить причт к лопарям и сократить потребность в дальних разъездах 1 . Эти предложения совпали с общей установкой церковной власти по привитию стандартов православ- ной жизни российским окраинам, что не могло не отразиться и на Русской Лапландии. Во второй половине XIX – начале ХХ в. на территории лопарских погостов возникла сеть православных приходов, включая Печенгский (1857), Ловозерский (1862), Нотозерский (1862), Пазрецкий (1874), Кильдинский (1894), Иоканьгский (1917). В период с 1870 по 1917 г. здесь были построены и освящены 17 новых храмов, в том числе 10 церквей и 7 часовен. Специфика жизни в лопарских погостах, однако, приводила к тому, что священники, как правило, долго не задерживались во вверенных им при- ходах. Подсчеты показывают, что средняя продолжительность пребывания священника на должности составила в Кильдинском приходе (по данным 1 Архангельские иерархи с 1845 по 1871 г. // АЕВ. 1899. № 2. Часть неофициаль- ная. С. 42; № 3. Часть неофициальная. С. 71.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz