Фёдоров, П. В. Православные кочевники среди ландшафтов Русской Лапландии (XIX-XX в.) // Сборники Президентской библиотеки / Президентская библиотека. Сер. Электронный архив. - Санкт-Петербург, 2017. - Вып. 1 : Святейший Синод в истории российской государственности. - С. 432-449.

436 Часть 2. Культурная, образовательная и общественно-просветительская деятельность Святейшего Правительствующего Синода Территориально Кольский Север был неоднороден. Сформировав­ шиеся здесь к тому времени культурные ландшафты были описаны в лите- ратуре 1 . К ним относились лопарские погосты, сельские поселения Терского и Карельского берегов Белого моря, становища и колонии Мурманского берега Баренцева моря, уездные центры Кола и Александровск. Структурную основу, или «каркас», движущегося лапландского мира составляли традиционные православные приходы. Их количество на терри- тории Кольского уезда и северной части Кемского уезда 2 в период с 1843 по 1917 г. выросло с 7 до 25. В составе приходов к началу революции 1917 г. дей- ствовало 94 храма, в том числе 56 церквей и 38 часовен. Период бурного хра- мового строительства начался в середине 60-х гг. XIX в.: с того момента и до 1917 г. были построены 65 из названных 94 храмовых зданий (т. е. почти 70%). Количественный анализ данных, включенных в «Православный словарь Кольского Севера», позволяет рассмотреть специфику каждой из перечи- сленных территорий. Внутренние районы Русской Лапландии. Лопарские погосты: движение как норма жизни Жизнь в лопарских погостах определялась привычкой лопарей кочевать по тундре. К подвижному образу жизни призывала необходимость пасти оленьи стада, рыбная ловля, охота и собирательство. Правда, в рассматрива- емое время мы застаем аборигенов уже не чистыми кочевниками, а в состоя- нии перехода от кочевого к оседлому образу жизни: вместо сезонных жилищ ( туп и  веж ) кое-где они стали перенимать от русских традицию возведения деревянных домов, прочнее привязывавших их к земле; само кочевье было ограничено заранее выбранными сезонными местами жизни. Однако с точки зрения оседлого населения даже такой полуподвижный образ жизни не мог не представляться излишним, тогда как для самих лопарей сезонное движе- ние являлось нормой. 1 См.: Фёдоров П. В . Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика. Мурманск, 2014. 2 Северная часть Кемского уезда Архангельской губернии (Кандалакша, Ковда, Кереть) до 1858 г. входила в состав Кольского уезда. В данной статье она будет рассмат­ риваться в составе территории Русской Лапландии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz