Фёдоров, П. В. Православные кочевники среди ландшафтов Русской Лапландии (XIX-XX в.) // Сборники Президентской библиотеки / Президентская библиотека. Сер. Электронный архив. - Санкт-Петербург, 2017. - Вып. 1 : Святейший Синод в истории российской государственности. - С. 432-449.
435 П. В. Фёдоров фоне ярко выраженных демографических особенностей. И дело не столько в малочисленности местного населения (к началу Первой мировой войны на обширной территории Кольского края за Северным Полярным кругом про- живало не более 15 тыс. человек), сколько в присущей и местному, и перио дически заходящему сюда неместному населению повышенной территориаль- ной подвижности, которая, естественно, была связана как с образом жизни, традициями хозяйства, так и с экстремальным климатом. Регулярно перемещались кочевавшие по тундре оленеводы. Не могли долго находиться на одном месте терские и кандалакшские поморы-рыбо- промышленники, в условленное время уходившие в море. Волнами тянулись на Мурман поморы с южного Беломорья. Движение в известном смысле становилось формой жизни и для направленных в край чиновников, солдат, священников, ссыльных преступников... Перемещения священников предопределило местонахождение двух куз- ниц священнических кадров для Русской Лапландии за сотни верст от нее – в епархиальном центре Архангельске и еще более удаленной Вологде, где рас- полагались духовные семинарии. Учитывая то, что сама Православная Церковь являлась строго оседлой организацией, тотальная миграция священников, в отличие от любых других социальных групп, в церковной среде не могла восприниматься однозначно. Один из старейших священнослужителей края, сумевших закрепиться на Крайнем Севере, Александр Иннокентьевич Попов (1827–1911) видел в «условиях для более или менее скорого перемещения» священников при- чину экономической слабости приходов 1 . Большое количество «праздных» (вакантных) священнических мест в Архангельской епархии местная церков- ная печать объясняла «небезосновательным предубеждением против Архан- гельского края вообще и, в частности, против приходов епархии, иногда дей- ствительно удаленных, расположенных в глухих и не всегда доступных углах, и в большинстве очень бедных сравнительно с другими епархиями» 2 . Данная критика представляется вполне адекватной на фоне того относи- тельно благоприятного положения, которое сложилось в других уездах Рус- ского Севера, центральных областях России, где если и существовала теку- честь церковных кадров, то наряду с традицией глубоких, многопоколенных священнических родов (крайне редких для Русской Лапландии). 1 Попов А . Из г. Колы // Архангельские епархиальные ведомости (далее – АЕВ). 1907. № 13. Часть неофициальная. С. 419. 2 К вопросу о праздных священнических местах в нашей епархии // АЕВ. 1903. № 5. С. 157–158.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz