Фёдоров, П. В. Православные кочевники среди ландшафтов Русской Лапландии (XIX-XX в.) // Сборники Президентской библиотеки / Президентская библиотека. Сер. Электронный архив. - Санкт-Петербург, 2017. - Вып. 1 : Святейший Синод в истории российской государственности. - С. 432-449.

442 Часть 2. Культурная, образовательная и общественно-просветительская деятельность Святейшего Правительствующего Синода стремление переменить место жительства. Средняя продолжительность пре- бывания священников на должности в Кольском приходе, по данным за 1795–1909 гг., была высокой по сравнению с Мурманским берегом Баренцева моря и лопарскими погостами – 9 лет. А впоследствии стала и вовсе стабиль- ной: с 1909 г. в течение 28 лет в должности настоятеля кольской Благовещен- ской церкви пребывал Константин Михайлович Мелентьев. Находившемуся в нескольких десятках километров к северу от Колы новому административному центру уезда городу Александровску удалось добиться устойчивости в своем приходе сразу: с 1899 г. бессменным настоя- телем построенной здесь Николаевской церкви в течение 32 лет был Василий Петрович Мартынов. * * * Итак, если подводить итоги и сравнивать разные культурные ландшафты Русской Лапландии между собой, то очевидно, что сильнее всего были вовле- чены в миграции приходы Мурманского берега Баренцева моря, а также вну- тренних районов – лопарских погостов. Движением, хотя и более замедлен- ным, были охвачены приходы Терского и Карельского берегов Белого моря. Ритмы движущегося мира приводили иногда к тому, что свое местополо- жение меняли даже деревянные храмовые постройки: верующие переносили их из одних мест в другие, где, как им казалось, нуждались в них больше. Так, из Ары-Губы в Екатерининскую гавань в 1895 г. перемещали часовню Покрова Пресвятой Богородицы. Из Порт-Владимира в Китовку были пере- несены две церкви – Алексия, митрополита Московского (1895), и святого Владимира (1902). В начале ХХ в. церковь Алексия, человека Божия, из Рас- наволока переместили в Пулозеро. Но так ли бессистемно было передвижение священнослужителей в Лапландии? Судя по метрическим книгам, все «праздные» (вакантные) свя- щеннические места обычно замещали священники соседних приходов: насе- ление, как правило, не оставалось без попечения со стороны Церкви. Ввиду того, что движением был охвачен весь лапландский мир – не только клир, но и привыкшая к миграциям паства, – кажется возмож- ным все же говорить не столько о местной культурной, так сказать, недо- статочности, сколько о существовании некой особой модели православного бытования, сочетавшей в себе как традиционные черты, так и местные особенности. Это немаловажно для понимания русского мироустройства вообще ввиду того, что сама Русская Лапландия представляла собой одну

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz