Фёдоров, П. В. Православные кочевники среди ландшафтов Русской Лапландии (XIX-XX в.) // Сборники Президентской библиотеки / Президентская библиотека. Сер. Электронный архив. - Санкт-Петербург, 2017. - Вып. 1 : Святейший Синод в истории российской государственности. - С. 432-449.

441 П. В. Фёдоров (за 1885–1920 гг.) и Печенгский (1868–1922 гг.) приходы: средняя продол- жительность пребывания здесь священников соответственно в течение 9 и 10 лет роднила их с сельскими приходами Терского и Карельского берегов Белого моря. Уездные центры: в поисках устойчивости Среди культурных ландшафтов Русской Лапландии был еще один тип – это уездный центр. От других его отличало присутствие среди прочих социальных групп чиновничества. Именно на центре лежала функция сплоче- ния движущегося лапландского мира в одно (в том числе административное) целое. Но поскольку эта задача в действительности была трудновыполнимой, сам центр мог повлиять на окружающий его мир, лишь выступая как образец и источник особенных ритмов (будь то сбор налогов или распространение новостей/слухов). Немаловажное значение в связи с этим имело положение и авторитет живших в уездном центре священнослужителей. Старейшим административным центром Русской Лапландии являлся город Кола. Этим статусом он обладал с 1582 по 1899 г. (за исключением 1858–1883 гг., когда административный центр был перемещен в г. Кемь). В 1899 г. по инициативе министра финансов России С. Ю. Витте уездный центр из Колы был переведен в новый город Александровск. Несмотря на данную реформу, Кола сохранила неофициальный статус, во многом благо- даря своему значению как центра православия. Кольский приход длительное время являлся соборным. Находясь в адми- нистративном центре уезда, он окормлял огромную территорию (лопарские погосты и становища Мурманского берега). Венчал этот приход 19-главый Воскресенский собор – выдающееся произведение деревянного зодчества, погибшее во время английского нападения на Колу в 1854 г. Соборный ста- тус прихода позволял держать в Коле не одного (как в обычных приходах), а нескольких священников. Возникновение во второй половине ХIХ в. новых приходов, кото- рые отпочковывались от Кольского соборного прихода (Печенгского, Лов­ озерского, Нотозерского, Кильдинского), а также перевод администрации и центра благочиния в город Александровск, хотя и лишили Колу привиле- гии первого (соборного) прихода, но не понизили ее духовного авторитета в целом. Священнослужители Колы действительно осознавали центральность положения своего прихода во всей Русской Лапландии, что подавляло их

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz