Фёдоров, П. В. Православный словарь Кольского Севера / П. В. Фёдоров. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : Международный банковский институт, 2017. - 232 с. : ил., портр.

10 каранцы... Новым центром кольской идентичности в Х Х в. стал город Мурманск, учрежденный в 1916 г. царем-страстотерпцем Николаем II. Существенным с точки зрения символического ряда становятся бере­ га Кольского Севера, в пределах которых сегодня находится территория Североморской и Умбской епархии. Особенно важным в семиотическом смысле является путь между Колой и Печенгой, где переплетены аске­ тическое и державное, подвижническое и героическое. Эти места помнят противостояния с «мурманами» и «свейскими немцами», кровавые сраже­ ния Великой Отечественной войны. Следует иметь в виду, что исторически южная граница Кольского Севера, как православного региона, выходит за пределы современной Мурманской митрополии и доходит до села Керети в Северной Каре­ лии — родины преподобного Варлаама Керетского. О связи этих мест с Мурманом в начале Х Х в. напоминала церковь, названная именем одного из самых почитаемых кольских святых, — преподобного Трифона Пе- ченгского в деревне Чернорецкой, расположенной между Ковдой и Ке- ретью. * * * Деятельность Русской Православной Церкви на Кольском Севере представлена в многочисленных источниках, как неопубликованных, так и опубликованных. Разобраться в этом огромном массиве материалов не­ просто. В универсальных справочных изданиях о Мурманской области — «Кольская энциклопедия» и «Кольский Север: Энциклопедический лек­ сикон» — тема православия раскрывается фрагментарно, что вполне объ­ ясняется широтой охвата данных изданий. Назрела необходимость раскрыть и систематизировать информацию по этой теме в специальном словаре, доступном по стилю изложения для широкой читательской аудитории. Основными источниками словаря послужили уже опубликованные материалы: — периодическая печать («Архангельские епархиальные известия», «Архангельские епархиальные ведомости», «Миссионерская православ­ ная газета», «Под сенью Трифона» и др.); — Краткое историческое описание приходов и церквей Архангель­ ской епархии 1896 г.; — научные и историко-краеведческие работы; — писцовая книга 1608-1611 гг. (в издании Н .Н . Харузина «Рус­ ские лопари»); — жития святых; — памятные книжки и адрес-календари Архангельской губернии; — интернет-источники (сайты Мурманской и Мончегорской епар­ хии, Североморский и Умбской епархии и т.д.). И з неопубликованных источников, хранящихся в Государственном архиве Мурманской области, использовались: — клировые ведомости; — исповедные (духовные) росписи;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz