Фёдоров, П. В. Православный словарь Кольского Севера / П. В. Фёдоров. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : Международный банковский институт, 2017. - 232 с. : ил., портр.

9 а имена новорожденным выбирали исключительно по святцам. Причем, весьма распространенным мужским именем был Николай — в честь Н и ­ колая Чудотворца, одного из самых почитаемых на Севере святых. Имя Николая Чудотворца чаще всего присваивалось церквям и часовням. На исходе синодального периода в истории Русской Православной Церкви, на рубеже Х К — Х Х вв., организация церковной жизни на Кольском Севере достигла своего апогея: территория края была покрыта сетью жизнеспособных православных приходов. В каждом населенном пункте, как правило, имелась церковь или часовня (или планы по ее стро­ ительству), а в крупных селах — могло быть и не по одной. Появились авторитетные, известные всей Архангельской епархии, пастыри: Г.К. Те­ рентиев, А .И . Попов, Н .И . Шмаков, К .П . Щеколдин, архимандрит Ионафан. Размеренную жизнь приходов нарушила революция. Воинствующий атеизм привел к закрытию храмов, репрессиям против священников и ве­ рующих. Высказанная в литературе мысль о том, что к 1941 г. на террито­ рии Кольского Севера не осталось ни одного действующего храма, впро­ чем, не должна подвергать сомнению значение русского православия в освоении Крайнего Севера в этот мрачный период. Значение сохранялось и в отсутствии храмов, благодаря действию православных традиций среди верующих. Несмотря на богоборчество и атеизм, православная вера под­ держивалась в сохраняющихся общинах и на уровне каждого верующего в отдельности. Веру несли старожилы края, заставшие расцвет приходской жизни на Кольском Севере на рубеже Х К - Х Х вв., и новые жители, например, крестьяне, как раскулаченные и выселенные, так и бежавшие на Север вынужденно. Благодаря им духовность русского сельского мира, укрепленная тяготами и лишениями, перешла в районы индустриальных строек под Кандалакшу, в Хибины, Мончегорск и Мурманск. С Коль­ ским Севером связан и такой феномен русского православия в Х Х ве­ ке, как новомученичество. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 г. два жителя Кольского Севера, пострадавшие за веру Христову в годы сталинских гонений Церкви, Мо­ исей (Кожин) и Феодор (Абросимов), были причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских. В конечном итоге наряду с общероссийскими причинами, эти мест­ ные тенденции привели к ренессансу русского православия на Кольском Севере сразу после Великой Отечественной войны, а впоследствии, уже с новой силой, в годы перестройки. В 1995 г., когда была учреждена Мур­ манская и Мончегорская епархия, Кольский Север получил собственное церковное управление в рамках Русской Православной Церкви. Процесс возрождения православной жизни привел на новую ступень в 2013 г., с учреждением Мурманской митрополии Русской Православ­ ной Церкви. На сегодняшний день Мурманская митрополия, или современная Мурманская область, обладает насыщенным в семиотическом плане про­ странством, где в течение уже четырех-пяти столетий существуют ду­ ховные центры и «места памяти» — Печенга, Кола, Кандалакша, Каш-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz