Фёдоров, П. В. Православный словарь Кольского Севера / П. В. Фёдоров. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : Международный банковский институт, 2017. - 232 с. : ил., портр.
7 ПРЕДИСЛОВИЕ Как следует из Первой Новгородской летописи, в 2016 году испол нилось 800 лет со времени включения Кольской земли в орбиту русской государственности и православного мира. Полуостровная территория, омываемая водами Баренцева и Белого морей, значима для России не только находящимися в недрах Земли и в глубинах Океана природными богатствами, но и тем, что здесь проходит цивилизационная граница. Между Трифонов Печенгским монастырем и Святым Носом на Мур манском берегу эта граница отделяет ойкумену от арктической пустыни, как бы симвозилизируя христианский человеческий образ перед стихией дикой природы. От церкви Бориса и Глеба на реке Паз и далее к церкви святого бла говерного великого князя Александра Невского проходит государствен ная граница России с Норвегией и Финляндией, где встречаются две раз ные цивилизации — православная и западноевропейская. Именно здесь проступают смыслы особой роли русского православия в освоении Евро- Арктического Севера, что в условиях преддверия другой культуры пред полагало многовековое отстаивание и радение православных ценностей со стороны тех людей, кто здесь жил и воспроизводил себе подобных. Кольский Север находится в полосе неблагоприятного климата, и длительное время всё его население составляли немногочисленные племе на аборигенов — лопарей, или саамов. Решиться на переселение в столь экстремальные условия, где еще не существовало плодов развитой техни ческой цивилизации, мог лишь тот, кто был сильно одержим стремлением. Одиночки из авантюристов и искателей свободы, проникая в дебри Коль ского полуострова, однако, были не в состоянии остаться здесь надолго и уж тем более обеспечить преемственность разрозненных усилий во вре мени. Освоить суровый край оказалось посильным делом для русского православия в лице: носителей и представителей государственной власти; миссионеров и подвижников православной веры, просвещавших северных язычников; монастырей, занимавшихся хозяйственным освоением края и поддержкой государства в тех труднодоступных районах, где структуры власти были еще недостаточно активны. Направление движения было задано в ХШ в. деятельностью свя того благоверного великого князя Александра Невского, попытавшегося включить в состав православного мира огромные пространства Заполя рья, от Кольского полуострова до Норвежского моря. Именно участие православия помогло Российскому государству в XV I — первой четверти XV II вв. решить «лапландский спор» со странами Северной Европы по вопросу территориальной принадлежности Кольского полуострова. Ни строительство военных укреплений, ни введение на территорию Кольско го Севера стрелецкого войска, ни учреждение должности воеводы — ни одна из этих мер не защищала русские интересы в Лапландии так, как деятельность преподобных Феодорита Кольского, Трифона Печенгского
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz