Фёдоров П.В. Между Колой и Печенгой: духовные дороги преподобного Трифона Печенгского и его наследников. Под сенью Трифона. 2011, № 1, c.30-31.

кош ]1Ь е^№ 4щ ш б Между Колой и Печенгой: духовные дороги преподобного Трифона Печенгского и его наследников (заметки на полях) Павел Викторович Федоров, доктор исторических наук, профессор кафедры истории МГПУ После выхода в 1996 г. моей книги «История Трифонов Пе­ ченгского1 монастыря (1886­ 1917 гг.)»2 ни на минуту не подвергал сомнению важность продолжения работы над пе- ченгской летописью. И хотя мысли занимали другие темы, а из-под пера выходили другие книги, память о той — одной из первых моих, еще студенче­ ских, книг — осталась навсег­ да. Ведь текст ее поправлялся мастеровитой рукой профес­ сора Ивана Федоровича Уша­ кова, который и учил, и ругал, и хвалил... В этом небольшом очерке, ко­ торый я пишу в форме эссе, мне хотелось бы поделиться неко­ торыми наблюдениями, кото­ рые все равно откладывались в моей голове по печенгской теме за все те годы, несмотря на то, что и мысли, и время бежали своим чередом. Это не научный отчет, не строгая рефлексия. Мне хотелось бы прочертить лишь некоторые кажущиеся смысловые горизонты, которые, быть может, кому-то помогут в более глубоких изысканиях. В историографии Трифоов Печенгского монастыря хоро­ шо прослеживаются две тра­ диции, одну из которых я бы назвал «государственной», а другую — «аскетической». Основоположником первой традиции стал Николай Фе­ дорович Корольков, написав­ ший еще до революции весь­ ма содержательный, богато оформленный труд по истории Трифоно-Печенгского мона­ стыря. В этой книге Н. Ф. Ко­ рольков крепость православ­ ного духа на Печенге рисует через образы хозяйственного развития монастыря, увели­ чение его материальных запа­ сов, зданий, технических соо­ ружений. Читая Н. Ф. Король­ кова, мы убеждаемся в великой силе воодушевленного верой человеческого труда, поло­ женного во основание держа­ вы Российской3. Те же мысли, с определенными, правда, по­ правками на идеологию, разви­ вались И. Ф. Ушаковым4, а за­ тем и мной в той ранней моей книжице. «Аскетическая» традиция в историографии представлена трудами отца Митрофана (Ба- данина). Он впервые заострил внимание на том, что внутрен­ ний духовный мир Трифона Печенгского — это мир пу­ стынножителя, и подвиг его в смирении, укрытии от мирских дел и суеты. Образ Трифонова монастыря предстает в рабо­ тах Баданина как вполне само­ стоятельный, развивающийся по своей, зачастую мирской, суетливой колее, выдержива­ ющий постоянное испытание на верность духу и соответ­ ствие глубоконравственному примеру жизни «лапландско­ го апостола». Отец Митрофан задается вопросом, не потому ли вера Христова так ослабла в годы Советской власти, не потому ли и Печенгский мо­ настырь не раз был предава­ ем забвению, что сила духов­ ная подрывалась мирскими и суетными делами.5 Познакомившись с трудами отца Митрофана (Баданина), я заинтересовался, можно ли примирить эти две традиции или, по крайней мере, найти 1В современном названии монастырь именуется Трифонов Печенгским. Но в период с 1886 по 1920 гг. он назывался Трифоно- Печенгским. 2 Федоров П. В. История Трифоно-Печенгского монастыря (1886-1917 гг.). — Мурманск, 1996. 3 Корольков Н. Ф. Трифоно-Печенгский монастырь, основанный преподобным Трифоном, его разорение и возобновление. — СПб., 1908. 4 См.: Ушаков И. Ф. Кольская земля: Очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период. — Мурманск, 1972. 5 о. Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие. —Мурманск, 2003. 30 Под сенью Трифона | №1 Январь 2011

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz