Фёдоров П.В. Между Колой и Печенгой: духовные дороги преподобного Трифона Печенгского и его наследников. Под сенью Трифона. 2011, № 1, c.30-31.
кош ]1Ь е^№ 4щ ш б Между Колой и Печенгой: духовные дороги преподобного Трифона Печенгского и его наследников (заметки на полях) Павел Викторович Федоров, доктор исторических наук, профессор кафедры истории МГПУ После выхода в 1996 г. моей книги «История Трифонов Пе ченгского1 монастыря (1886 1917 гг.)»2 ни на минуту не подвергал сомнению важность продолжения работы над пе- ченгской летописью. И хотя мысли занимали другие темы, а из-под пера выходили другие книги, память о той — одной из первых моих, еще студенче ских, книг — осталась навсег да. Ведь текст ее поправлялся мастеровитой рукой профес сора Ивана Федоровича Уша кова, который и учил, и ругал, и хвалил... В этом небольшом очерке, ко торый я пишу в форме эссе, мне хотелось бы поделиться неко торыми наблюдениями, кото рые все равно откладывались в моей голове по печенгской теме за все те годы, несмотря на то, что и мысли, и время бежали своим чередом. Это не научный отчет, не строгая рефлексия. Мне хотелось бы прочертить лишь некоторые кажущиеся смысловые горизонты, которые, быть может, кому-то помогут в более глубоких изысканиях. В историографии Трифоов Печенгского монастыря хоро шо прослеживаются две тра диции, одну из которых я бы назвал «государственной», а другую — «аскетической». Основоположником первой традиции стал Николай Фе дорович Корольков, написав ший еще до революции весь ма содержательный, богато оформленный труд по истории Трифоно-Печенгского мона стыря. В этой книге Н. Ф. Ко рольков крепость православ ного духа на Печенге рисует через образы хозяйственного развития монастыря, увели чение его материальных запа сов, зданий, технических соо ружений. Читая Н. Ф. Король кова, мы убеждаемся в великой силе воодушевленного верой человеческого труда, поло женного во основание держа вы Российской3. Те же мысли, с определенными, правда, по правками на идеологию, разви вались И. Ф. Ушаковым4, а за тем и мной в той ранней моей книжице. «Аскетическая» традиция в историографии представлена трудами отца Митрофана (Ба- данина). Он впервые заострил внимание на том, что внутрен ний духовный мир Трифона Печенгского — это мир пу стынножителя, и подвиг его в смирении, укрытии от мирских дел и суеты. Образ Трифонова монастыря предстает в рабо тах Баданина как вполне само стоятельный, развивающийся по своей, зачастую мирской, суетливой колее, выдержива ющий постоянное испытание на верность духу и соответ ствие глубоконравственному примеру жизни «лапландско го апостола». Отец Митрофан задается вопросом, не потому ли вера Христова так ослабла в годы Советской власти, не потому ли и Печенгский мо настырь не раз был предава ем забвению, что сила духов ная подрывалась мирскими и суетными делами.5 Познакомившись с трудами отца Митрофана (Баданина), я заинтересовался, можно ли примирить эти две традиции или, по крайней мере, найти 1В современном названии монастырь именуется Трифонов Печенгским. Но в период с 1886 по 1920 гг. он назывался Трифоно- Печенгским. 2 Федоров П. В. История Трифоно-Печенгского монастыря (1886-1917 гг.). — Мурманск, 1996. 3 Корольков Н. Ф. Трифоно-Печенгский монастырь, основанный преподобным Трифоном, его разорение и возобновление. — СПб., 1908. 4 См.: Ушаков И. Ф. Кольская земля: Очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период. — Мурманск, 1972. 5 о. Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие. —Мурманск, 2003. 30 Под сенью Трифона | №1 Январь 2011
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz