Фёдоров П.В. Между Колой и Печенгой: духовные дороги преподобного Трифона Печенгского и его наследников. Под сенью Трифона. 2011, № 1, c.30-31.

общую грань между ними? И показалось мне: не та ли грань проступает в существовании крепких уз между Колой и Пе- ченгой? Что вообще означают Кола и Печенга в нашем кольском символическом пространстве? Кола — это крепость, выдер­ жавшая не раз нападение вра­ гов, оплот государства, от­ мечавший принадлежность Кольских земель Московско­ му царству. Печенга — оплот веры, духовности, Правосла­ вия, или в духовно-державном своем виде (взгляд Н. Ф. Ко­ ролькова), или в духовно­ аскетическом (взгляд о. Ми­ трофана). И между этими крайними важными точками на земле нашей кольской по­ являлись, развивались и креп­ чали узы, связанные с именем Трифона Печенгского. В самом деле, позвольте ко­ ротко, по цифрам: 1) в житии сказано, что пре­ подобный Трифон Печенгский перенес из Колы в Печенгу тя­ желые ручные жернова; 2) в том же житии отмечено, что Трифон Печенгский встре­ тил в Коле священника Илию, которого убедил идти с собою в Печенгу; 3) Д. Н. Островский был уве­ рен, что Трифон Печенгский и Феодорит Кольский действова­ ли вместе, скоординировано; 4) на одних досках иконо­ писцы писали Трифона Пе- ченгского и кольского священ­ ника Варлаама, прозванного Керетским; 5) после разорения Печенг- ского монастыря шведами в 1589 г. обитель была переведе­ на в Колу, где просуществова­ ла до 1764 г.; 6) и даже после закрытия Печенгского монастыря в Коле память о нем сохранялась в ча­ совне, названной во имя Три­ фона Печенгского, при кото­ рой в конце ХVIII — Х!Х в. действовал женский скит (и даже после его исчезновения кольский священник А. Попов ратовал за возрождение в Коле монашеского общежития6). Перечислены связи только лежащие на поверхности, хоро­ шо известные, в целом, факты из нашей истории. А если по­ смотреть поглубже, то, думаю, кольско-печенгские узы в на­ ших глазах только укрепятся. Так не говорят ли эти связи о том, что духовное и державное в подвиге Трифона Печенгско- го были переплетены? Трифон Печенгский пришел на Коль­ скую землю тогда, когда лопа­ ри были двоеданниками. Пе- ченгский монастырь вырос и превратился в крупный духов­ ный центр в то время, когда территория Мурмана рассма­ тривалась датским королем частью своего государства. В наших книгах мы неред­ ко пишем о «христианизации» лопарей с помощью Трифона и других подвижников. Но ведь христианизация могла прой­ ти и по-другому. Скажем, за­ падные лопари подверглись влиянию и католичества, и лютеранства. Весь смысл за­ ключается в том, что восточ­ ные лопари были приобщены именно к русской вере, а сле­ довательно, земли, на которых они проживали, были сориен­ тированы на вхождение в со­ став Русского государства. Московское правительство уже в ХVI в. уделяло боль­ шое внимание развитию мо­ настырской колонизации на Кольском Севере. Что, как не монастыри, стали средством внедрения русского духа на земли, куда еще не решалась ступать нога многих русских странников? В этой связи мне кажется существенным, чтобы за важ­ ными идеями отца Митрофа­ на (Баданина) мы не потеряли связь духовного наследия пре­ подобного Трифона Печенгско- го с российским, державным. Не зарастала бы тропа меж­ ду Колой и Печенгой, политая кровью наших соотечествен­ ников, павших в Великую От­ ечественную. Та духовная бли­ зость Колы и Печенги — под­ тверждение общности русской веры с судьбами всего нашего Отечества. * * * Однажды я посетил мастер­ скую одного норвежского ху­ дожника в городе Буде. Мы долго стояли у картины, на ко­ торой был изображен неболь­ шой деревянный храм Бориса и Глеба, что на реке Паз. Храм был запечатлен с норвежской территории. Художник, показывая эту картину, сказал: — Этот небольшой храм для нас, норвежцев, — важный символ. Он обозначает боль­ шую Россию, раскинувшуюся до берегов Тихого океана. 6 Заслуженный и награжденный священник Александр Иннокентьевич Попов, настоятель Кольского собора, который после своей смерти в 1911 г. был похоронен в ограде Кольской Благовещенской церкви. Увы! Ныне место его упокоения ничем не от­ мечено. (См. подробнее: Малашенков А. А., Федоров П. В. Коляне (Х К — первая четверть ХХ в.): Историко-генеалогический атлас. — Мурманск, 2010. — Ч. I. — С. 147-148; Попов А. Из г. Колы // Архангельские епархиальные ведомости. — 1907. — № 13. — С. 415-422). Под сенью Трифона | №1 Январь 2011 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz