Фёдоров П.В. Между Колой и Печенгой: духовные дороги преподобного Трифона Печенгского и его наследников. Под сенью Трифона. 2011, № 1, c.30-31.
общую грань между ними? И показалось мне: не та ли грань проступает в существовании крепких уз между Колой и Пе- ченгой? Что вообще означают Кола и Печенга в нашем кольском символическом пространстве? Кола — это крепость, выдер жавшая не раз нападение вра гов, оплот государства, от мечавший принадлежность Кольских земель Московско му царству. Печенга — оплот веры, духовности, Правосла вия, или в духовно-державном своем виде (взгляд Н. Ф. Ко ролькова), или в духовно аскетическом (взгляд о. Ми трофана). И между этими крайними важными точками на земле нашей кольской по являлись, развивались и креп чали узы, связанные с именем Трифона Печенгского. В самом деле, позвольте ко ротко, по цифрам: 1) в житии сказано, что пре подобный Трифон Печенгский перенес из Колы в Печенгу тя желые ручные жернова; 2) в том же житии отмечено, что Трифон Печенгский встре тил в Коле священника Илию, которого убедил идти с собою в Печенгу; 3) Д. Н. Островский был уве рен, что Трифон Печенгский и Феодорит Кольский действова ли вместе, скоординировано; 4) на одних досках иконо писцы писали Трифона Пе- ченгского и кольского священ ника Варлаама, прозванного Керетским; 5) после разорения Печенг- ского монастыря шведами в 1589 г. обитель была переведе на в Колу, где просуществова ла до 1764 г.; 6) и даже после закрытия Печенгского монастыря в Коле память о нем сохранялась в ча совне, названной во имя Три фона Печенгского, при кото рой в конце ХVIII — Х!Х в. действовал женский скит (и даже после его исчезновения кольский священник А. Попов ратовал за возрождение в Коле монашеского общежития6). Перечислены связи только лежащие на поверхности, хоро шо известные, в целом, факты из нашей истории. А если по смотреть поглубже, то, думаю, кольско-печенгские узы в на ших глазах только укрепятся. Так не говорят ли эти связи о том, что духовное и державное в подвиге Трифона Печенгско- го были переплетены? Трифон Печенгский пришел на Коль скую землю тогда, когда лопа ри были двоеданниками. Пе- ченгский монастырь вырос и превратился в крупный духов ный центр в то время, когда территория Мурмана рассма тривалась датским королем частью своего государства. В наших книгах мы неред ко пишем о «христианизации» лопарей с помощью Трифона и других подвижников. Но ведь христианизация могла прой ти и по-другому. Скажем, за падные лопари подверглись влиянию и католичества, и лютеранства. Весь смысл за ключается в том, что восточ ные лопари были приобщены именно к русской вере, а сле довательно, земли, на которых они проживали, были сориен тированы на вхождение в со став Русского государства. Московское правительство уже в ХVI в. уделяло боль шое внимание развитию мо настырской колонизации на Кольском Севере. Что, как не монастыри, стали средством внедрения русского духа на земли, куда еще не решалась ступать нога многих русских странников? В этой связи мне кажется существенным, чтобы за важ ными идеями отца Митрофа на (Баданина) мы не потеряли связь духовного наследия пре подобного Трифона Печенгско- го с российским, державным. Не зарастала бы тропа меж ду Колой и Печенгой, политая кровью наших соотечествен ников, павших в Великую От ечественную. Та духовная бли зость Колы и Печенги — под тверждение общности русской веры с судьбами всего нашего Отечества. * * * Однажды я посетил мастер скую одного норвежского ху дожника в городе Буде. Мы долго стояли у картины, на ко торой был изображен неболь шой деревянный храм Бориса и Глеба, что на реке Паз. Храм был запечатлен с норвежской территории. Художник, показывая эту картину, сказал: — Этот небольшой храм для нас, норвежцев, — важный символ. Он обозначает боль шую Россию, раскинувшуюся до берегов Тихого океана. 6 Заслуженный и награжденный священник Александр Иннокентьевич Попов, настоятель Кольского собора, который после своей смерти в 1911 г. был похоронен в ограде Кольской Благовещенской церкви. Увы! Ныне место его упокоения ничем не от мечено. (См. подробнее: Малашенков А. А., Федоров П. В. Коляне (Х К — первая четверть ХХ в.): Историко-генеалогический атлас. — Мурманск, 2010. — Ч. I. — С. 147-148; Попов А. Из г. Колы // Архангельские епархиальные ведомости. — 1907. — № 13. — С. 415-422). Под сенью Трифона | №1 Январь 2011 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz