«Мурман бедный. Нужны ему дюже…» : «старая» публика Мурманского берега Баренцева моря в первые советские десятилетия : сборник воспоминаний, некрологов и других материалов / науч. ред. П. В. Федоров ; сост. П. В. Федоров, А. А. Малашенков ; Междунар. банк. ин-т им. Анатолия Собчака, Науч. лаб. геокультур. исслед. и разраб. – Санкт-Петербург : Арт-Экспресс, 2020. – 312 с. – (Серия «Арктический фасад России»).
64 СЕЗОННЫЕ ло роль знание мной норвежского языка, так как пароход этот постоянно плавал около русско-норвежской границы, охраняя рыбные промыслы западной территории Мурмана. С нелегким сердцем оставил я тринадца тилетнюю службу у Вязьмина58. Случилось это 1 марта 1904-го. Роковое совпадение: в этотже день умерла моя жена и мать моего ребенка. Я пое хал к месту новой службы, оставив сына на попечении своей сестры. Я поступил на «Мурман» помощником капитана 11 марта 1904 года. Пароход был длиной 81 фут, сила его машины — 180 индикатор ных сил. Находился он в ведении Архангельского губернского управ ления. Деятельность его состояла в разъездах администрации Алек сандровского уезда по Мурманскому побережью от русско-норвежской границы и до Святого Носа, охране промыслов от норвежских хищников и оказании помощи всем видам судов, терпящих аварии или бедствия. Плавание в летнее время было не затруднительным, но в позднюю осень заботливое ввиду малых размеров парохода и продолжительной темноты. Зимовал пароход большей частью в Александровске, иногда в Архангельске. Служба помощником капитана состояла в содержании судна в исправном состоянии и полной готовности к плаванию. Месяч ный оклад был 75 рублей и еще 25 рублей столовых. Та насущная нужда в средствах, которую я испытывал, полностью вознаграждалась. В 1905 году я женился вторично, жизнь требовала этого. Я служил на этом пароходе четырнадцать лет, два последних года капитаном. В марте 1918-го я поступил старпомом на судно Т-12 Ди рекции маяков и лоции Белого моря, работал по обвехованию59 в море и на снабжении маяков. Около трех месяцев затем работал я у судохо- зяина Могучего на разоружении парусных судов и хранении их. В янва ре 1919 года я снова поступил в Дирекцию маяков на вакантное место старпома плавучего маяка «Северодвинский». И после этого времени непрерывно служба моя продолжается и до настоящего времени в том же учреждении, переименованном вУбеко-Север, на разных должностях в течение 15 лет. Был я старпомом и командиром судна Т-11, помощни ком капитана плавучего маяка «Северодвинский», а с июня 1926 года и по настоящее время являюсь лоцманом Онежской лоцвахты. Итак, мне теперь 63 года, жизни морской, работы и службы за это время прошло 56 лет. Их я разделил на два периода. Первый — это гнет нужды и тяжелых физических работ, испытанных мною, я назвал его батрачеством. Работа во второй части службы требовала менее физиче 58 Имеется в виду судовладелец П. И. Вязьмин. 59 Обвехование — ограждение вехами отдельных опасностей или фарватеров.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz