«Мурман бедный. Нужны ему дюже…» : «старая» публика Мурманского берега Баренцева моря в первые советские десятилетия : сборник воспоминаний, некрологов и других материалов / науч. ред. П. В. Федоров ; сост. П. В. Федоров, А. А. Малашенков ; Междунар. банк. ин-т им. Анатолия Собчака, Науч. лаб. геокультур. исслед. и разраб. – Санкт-Петербург : Арт-Экспресс, 2020. – 312 с. – (Серия «Арктический фасад России»).
РАБОТНИКИ ^ 47 ^ На зиму такие судаоставалисьлибо в Норвегии, либо на Мурмане. Там же, на Мурмане, оставались и небольшие промысловые суда поморов. Их флот состоял в основном из ёл и карбасов, держались они все ближе к берегам. Много бед и лишений терпели рыбаки от кулаков, у которых были вечными должниками. Никакой помощи от правитель ства для лучшей организации промысла поморы не получали. Проходя вдоль Мурманского побережья на парусниках или на небольших рыбо ловных судах, они с досадой видели, как вблизи русских берегов про мышляют иностранные траулеры. А наш русский труженик выходил в море сярусом или поддевом на веслах или под парусами. Замечатель ными открытиями русского ученого Н. М. Книповича воспользовались иностранцы, арусские предпочитали ввозить рыбу из Норвегии. Так вот, когда суда находились на отстое на зимовке, на них оста вались только сторожа. А к началу навигации команды добирались к ним долгим-долгим путем. Из Архангельска до Кандалакши ехали на лошадях, от Кандалакши до Колы путь пролегал по сопкам, боло там. По сути дела, настоящей дороги не было. Не увидишь ни версто вых столбов, ни станций. Лишь кое-где стояли треноги, которые ука зывали направление. Иногда в дороге приходилось быть 17-20 суток. На километры растягивалась райда из оленьих упряжек. Застанет бу ран в лесу, там и переночуешь, обогреться негде. С горы на гору. Через речки и озера мороз мосты прокладывает. Мне пришлось этот путь проделать шесть раз. Но не всем попутчикам удавалось ехать на оле нях или лошадях. Многие из них преодолевали этот долгий и трудный путь пешком. <...> Рыбный Мурман. 1960. 19, 21, 24 мая. № 11. Из воспоминаний С. Д. Копытова «Первые рейсы» о зимовке в Порчнихе траулеров из белого Архангельска и восстановлении Советской власти в феврале 1920 года В 1919 году в Архангельском военном порту в Соломбале стояли 12 небольших потрепанных траулеров. На них обратили внимание рыбопромышленная фирма «Беззуби- ков ссыновьями» и местная кооперативная организация. У обоих возник ла одна и таже мысль: организовать собственный траловый лов рыбы. Получить суда в аренду особого труда не составило. Гораздо более сложным делом явилось налаживание промысла.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz