«Мурман бедный. Нужны ему дюже…» : «старая» публика Мурманского берега Баренцева моря в первые советские десятилетия : сборник воспоминаний, некрологов и других материалов / науч. ред. П. В. Федоров ; сост. П. В. Федоров, А. А. Малашенков ; Междунар. банк. ин-т им. Анатолия Собчака, Науч. лаб. геокультур. исслед. и разраб. – Санкт-Петербург : Арт-Экспресс, 2020. – 312 с. – (Серия «Арктический фасад России»).

РАБОТНИКИ ^ 47 ^ На зиму такие судаоставалисьлибо в Норвегии, либо на Мурмане. Там же, на Мурмане, оставались и небольшие промысловые суда поморов. Их флот состоял в основном из ёл и карбасов, держались они все ближе к берегам. Много бед и лишений терпели рыбаки от кулаков, у которых были вечными должниками. Никакой помощи от правитель­ ства для лучшей организации промысла поморы не получали. Проходя вдоль Мурманского побережья на парусниках или на небольших рыбо­ ловных судах, они с досадой видели, как вблизи русских берегов про­ мышляют иностранные траулеры. А наш русский труженик выходил в море сярусом или поддевом на веслах или под парусами. Замечатель­ ными открытиями русского ученого Н. М. Книповича воспользовались иностранцы, арусские предпочитали ввозить рыбу из Норвегии. Так вот, когда суда находились на отстое на зимовке, на них оста­ вались только сторожа. А к началу навигации команды добирались к ним долгим-долгим путем. Из Архангельска до Кандалакши ехали на лошадях, от Кандалакши до Колы путь пролегал по сопкам, боло­ там. По сути дела, настоящей дороги не было. Не увидишь ни версто­ вых столбов, ни станций. Лишь кое-где стояли треноги, которые ука­ зывали направление. Иногда в дороге приходилось быть 17-20 суток. На километры растягивалась райда из оленьих упряжек. Застанет бу­ ран в лесу, там и переночуешь, обогреться негде. С горы на гору. Через речки и озера мороз мосты прокладывает. Мне пришлось этот путь проделать шесть раз. Но не всем попутчикам удавалось ехать на оле­ нях или лошадях. Многие из них преодолевали этот долгий и трудный путь пешком. <...> Рыбный Мурман. 1960. 19, 21, 24 мая. № 11. Из воспоминаний С. Д. Копытова «Первые рейсы» о зимовке в Порчнихе траулеров из белого Архангельска и восстановлении Советской власти в феврале 1920 года В 1919 году в Архангельском военном порту в Соломбале стояли 12 небольших потрепанных траулеров. На них обратили внимание рыбопромышленная фирма «Беззуби- ков ссыновьями» и местная кооперативная организация. У обоих возник­ ла одна и таже мысль: организовать собственный траловый лов рыбы. Получить суда в аренду особого труда не составило. Гораздо более сложным делом явилось налаживание промысла.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz