«Мурман бедный. Нужны ему дюже…» : «старая» публика Мурманского берега Баренцева моря в первые советские десятилетия : сборник воспоминаний, некрологов и других материалов / науч. ред. П. В. Федоров ; сост. П. В. Федоров, А. А. Малашенков ; Междунар. банк. ин-т им. Анатолия Собчака, Науч. лаб. геокультур. исслед. и разраб. – Санкт-Петербург : Арт-Экспресс, 2020. – 312 с. – (Серия «Арктический фасад России»).
^ 32 ^ СЕЗОННЫЕ С каждым годом флот растет. И техника выросла. Не сравнишь, как мы в тридцатые годы вручную выбирали трал, крючками бобинцы42 под бирали. В 1932 году стали технику применять — поставили кормовые стрелы, сушилку вооружили, стали лебедкой трал поднимать. Пришлось мне на ремонте доковать БМРТ «Некрасов». Жалею, что по состоянию здоровья не довелось мне походить на таких великолеп ных судах. Познакомился я с «Некрасовым» и невольно вспомнил: в 1930 году плавал я на траулере «Сайда». Все матросы — 12 человек, жили в одном кубрике. Тутже кушали, тут же отдыхали, тут ирабочую одежду сушили. Но жили дружно, уважительно относились друг к другу. Не при помню я ни ссор, ни пьянок. Не было их. Слово капитана — закон. Никто и никогда не позволил себе отстать от рейса или опоздать к отходу. Мы считали это позорным. Многолетняя жизнь на море дает мне право сказать, что настоя щие моряки — люди мужественные, самоотверженные втруде и вдруж бе, верные влюбви. Вспоминается мне один рейс в 1948 году на траулере «Комсомо лец». Один ураган перенесли, пока на Демидовской банке работали. По том мы получили сообщение, что у Кильдинской банки есть подходы крупной ровной трески. До конца рейса 5 суток. Запросил разрешения перейти на Кильдинскую банку. Получил «добро». Сделали два трале ния. К 16 часам море словно замерло, стих ветер. И вдруг сразу гребни волн пеной понесло, амы стралом идем. Когда мы получили сообщение об урагане, он уже бушевал во всю. Трал правый не смогли подвязать, доски траловые остались незаведен ными. Рыбмастер Богданов и засольщик Моисеев задраивали трюмы, когда палубу накрыла огромная волна. Моисеев удержался чудом, а Бог данова под лебедку забило. С палубы оборвало все, и антенну в том чис ле. Дверь невозможно открыть. Стемнело. Не вижу, что у меня на палубе, не знаю, кто где остался. 12 часов шел носом на волну курсом к северу. Рулевой машинки не было. Штурвал ручной. Предупредил матроса — держать крепче! Он зазевал ся, когда корма поднялась над водой, винт сработал вхолостую, руль вы пустил. Мы втроем едва матроса поймали в рубке, так он полетел. Все лицо ему стеклами порезало. 42 Бобинцы — один из конструктивных элементов траловой сети.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz