«Мурман бедный. Нужны ему дюже…» : «старая» публика Мурманского берега Баренцева моря в первые советские десятилетия : сборник воспоминаний, некрологов и других материалов / науч. ред. П. В. Федоров ; сост. П. В. Федоров, А. А. Малашенков ; Междунар. банк. ин-т им. Анатолия Собчака, Науч. лаб. геокультур. исслед. и разраб. – Санкт-Петербург : Арт-Экспресс, 2020. – 312 с. – (Серия «Арктический фасад России»).

^ 220 ^ ПРАВОСЛАВНЫЕ КОЛОНИСТЫ семье — отец его был судовой механик; всего в семье было восемь де­ тей. Не от хорошей жизни десяти лет от роду пошел юнгой на крейсер «Наездник», затем был матросом на шхуне «Биенда», пароходе «Андрей Первозванный», барке «Св. мученик Фока». В 1906 году поступил вморе­ ходную школу, а по ее окончании в 1908 году был назначен штурманом барка «Св. мученик Фока». В 1909 году гидрограф Исаченко пригласил Мецайка на Енисей, на должность капитана шхуны «Омуль», и с этого времени началась его «енисейская» биография. Константин Александрович продолжил свое образование — окон­ чил Либавское мореходное училище и получил диплом штурмана даль­ него плавания. В 1913 году его назначили капитаном самого мощного на Енисее парохода «Туруханск», на котором он прослужил до 1917 года. В 1913 году на этом судне капитан Мецайк встретил в низовьях Енисея пароход «Коррект», на котором в Сибирь прибыл Фритьоф Нансен. Великий норвежский исследователь Арктики отметил точность, скоторой к месту встречи прибыл пароход «Туруханск», обратил внима­ ние на подтянутость и форменную одежду капитана Мецайка, который действовал четко и профессионально, выводя «Коррект» на глубокое место, организуя работы по перебазированию груза с этого парохода на речные баржи. Подобная четкость в работе, подтянутость, професси­ онализм, честность и преданность флотскому делу сопровождали Кон­ стантина Александровича на протяжении всей его жизни. В 1918 году его как члена комитета по национализации флота направили в Москву, чтобы он добился выделения средств на ремонт и восстановление флота. И Мецайк привез на Енисей один миллион ру­ блей. Будучи начальником транспортного отдела Енисейского пароход­ ства, Константин Александрович возглавил Карские экспедиции, когда речные суда доставляли до низовьев Енисея хлебные грузы для голо­ дающей России, далее их перегружали на морские пароходы. В 1921 году под руководством Мецайка на Енисей из Архангельска был осуществлен перегон пароходов «Амстердам» («Полярный») и «Вильгельмина» («Се­ верный»), которые потом долго служили на Енисейском севере. Когда в 1933 году организуется Южно-Таймырская транспортная экспедиция, в ее состав включается и Мецайк. Вклад Константина Алек­ сандровича в это успешное дело был отмечен: одна из проток на реке Пясина стала называться протокой Мецайка. Потом вплоть до 1936 года Пясинские экспедиции решали задачи снабжения Норильского региона всеми необходимыми грузами.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz