«Мурман бедный. Нужны ему дюже…» : «старая» публика Мурманского берега Баренцева моря в первые советские десятилетия : сборник воспоминаний, некрологов и других материалов / науч. ред. П. В. Федоров ; сост. П. В. Федоров, А. А. Малашенков ; Междунар. банк. ин-т им. Анатолия Собчака, Науч. лаб. геокультур. исслед. и разраб. – Санкт-Петербург : Арт-Экспресс, 2020. – 312 с. – (Серия «Арктический фасад России»).
^ 220 ^ ПРАВОСЛАВНЫЕ КОЛОНИСТЫ семье — отец его был судовой механик; всего в семье было восемь де тей. Не от хорошей жизни десяти лет от роду пошел юнгой на крейсер «Наездник», затем был матросом на шхуне «Биенда», пароходе «Андрей Первозванный», барке «Св. мученик Фока». В 1906 году поступил вморе ходную школу, а по ее окончании в 1908 году был назначен штурманом барка «Св. мученик Фока». В 1909 году гидрограф Исаченко пригласил Мецайка на Енисей, на должность капитана шхуны «Омуль», и с этого времени началась его «енисейская» биография. Константин Александрович продолжил свое образование — окон чил Либавское мореходное училище и получил диплом штурмана даль него плавания. В 1913 году его назначили капитаном самого мощного на Енисее парохода «Туруханск», на котором он прослужил до 1917 года. В 1913 году на этом судне капитан Мецайк встретил в низовьях Енисея пароход «Коррект», на котором в Сибирь прибыл Фритьоф Нансен. Великий норвежский исследователь Арктики отметил точность, скоторой к месту встречи прибыл пароход «Туруханск», обратил внима ние на подтянутость и форменную одежду капитана Мецайка, который действовал четко и профессионально, выводя «Коррект» на глубокое место, организуя работы по перебазированию груза с этого парохода на речные баржи. Подобная четкость в работе, подтянутость, професси онализм, честность и преданность флотскому делу сопровождали Кон стантина Александровича на протяжении всей его жизни. В 1918 году его как члена комитета по национализации флота направили в Москву, чтобы он добился выделения средств на ремонт и восстановление флота. И Мецайк привез на Енисей один миллион ру блей. Будучи начальником транспортного отдела Енисейского пароход ства, Константин Александрович возглавил Карские экспедиции, когда речные суда доставляли до низовьев Енисея хлебные грузы для голо дающей России, далее их перегружали на морские пароходы. В 1921 году под руководством Мецайка на Енисей из Архангельска был осуществлен перегон пароходов «Амстердам» («Полярный») и «Вильгельмина» («Се верный»), которые потом долго служили на Енисейском севере. Когда в 1933 году организуется Южно-Таймырская транспортная экспедиция, в ее состав включается и Мецайк. Вклад Константина Алек сандровича в это успешное дело был отмечен: одна из проток на реке Пясина стала называться протокой Мецайка. Потом вплоть до 1936 года Пясинские экспедиции решали задачи снабжения Норильского региона всеми необходимыми грузами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz