«Мурман бедный. Нужны ему дюже…» : «старая» публика Мурманского берега Баренцева моря в первые советские десятилетия : сборник воспоминаний, некрологов и других материалов / науч. ред. П. В. Федоров ; сост. П. В. Федоров, А. А. Малашенков ; Междунар. банк. ин-т им. Анатолия Собчака, Науч. лаб. геокультур. исслед. и разраб. – Санкт-Петербург : Арт-Экспресс, 2020. – 312 с. – (Серия «Арктический фасад России»).

^ 19 ^ Как показывают материалы сборника, по-разному сложилась судьба у самых старых представителей сезонных работников Мурман­ ского берега (1860-70-х гг. рождения). Промышленник, получивший известность еще в досоветское время, участник экспедиций Н. М. Кни- повича и В. А. Русанова Григорий Иванович Поспелов трудоустроился капитаном зверобойного судна «Смольный» Мурманской конторы «Сев- морзверпрома». При этом емупришлосьуехать из своейродной беломор­ ской деревни Ворзогоры на постоянное место жительства в Мурманск11. Еще один старейший представитель Мурманского берега Григорий Иванович Махилев, проделавший до революции карьеру от зуйка до ка­ питана административного парохода «Мурман», в первые советские де­ сятилетия оставил Мурманский берег и прочно осел в родном Сумском Посаде, где работал влоцманской службе12. Революционные преобразования практически прекратили много­ вековую традицию сезонных рыбных промыслов на Мурмане. Отныне рыбным промыслом занимались только оседлые жители13. С переводом тралового флота из Архангельска в Мурманск та же участь постигла и команды траулеров. Для многих сезонных работников, судя по пред­ ставленным материалам, выбор произошел в пользу окончательного переезда на Мурман. Часть из них осела в городе Мурманске как но­ вом центре рыбной промышленности. Другая часть поселилась в быв­ ших колониях и становищах Мурманского берега, где их компетенции были востребованы при создании рыболовецких колхозов (В. А. Клещев, А. А. Новожилов, И. К. Прохоров). Мещане города Александровска и члены их семей. Основанный в 1899 году на Мурманском берегу город Александровск стал уездным центром, приняв эстафету у старой Колы. После строительства Мурман­ ской железной дороги значение нового города упало: ведь рельсовый путь оборвался в 30 км южнее его, и не на западном берегу Кольского за­ лива (где располагался город Александровск), ана восточном, где возник­ ший конгломерат поселков вызвал намерение царского правительства построить новый город Романов-на-Мурмане. Даже в таком хаотическом виде за счет динамики своего роста, а главное — быстро растущих амби­ 11 См. документ № 24. 12 См. документ № 17. 13 Об этом же писал в 1921 г. заместитель председателя президиума Мурманского губисполкома С. С. Зимин: «Местных рыбаков слишком мало, а поморы, приходившие сюда раньше на промысел, теперь не идут. Причина та, что плата деньгами рыбаков не привлекает, а продовольствие в про­ шлом году не было выдано в достаточном количестве» (документ № 82).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz