«Мурман бедный. Нужны ему дюже…» : «старая» публика Мурманского берега Баренцева моря в первые советские десятилетия : сборник воспоминаний, некрологов и других материалов / науч. ред. П. В. Федоров ; сост. П. В. Федоров, А. А. Малашенков ; Междунар. банк. ин-т им. Анатолия Собчака, Науч. лаб. геокультур. исслед. и разраб. – Санкт-Петербург : Арт-Экспресс, 2020. – 312 с. – (Серия «Арктический фасад России»).

^ 18 ^ ка, полученная в ходе многодневных переходов на Мурманский берег на лошадях, оленях или, в самом тяжелом варианте, — пешком. Многие сезонные рыбопромышленники были связаны долговой кабалой — так называемым «покрутом», который значительно понижал уровень опла­ ты за труд. Как вспоминал Ф. Е. Самков, «большинство капитанов трало­ вого флота — это или бывшие «покрученики» или ихдети...»9Тяжелыми рисовались условия быта мурманских сезонных рыбаков, вынужденных во время промысла проживать в тесных и душных, заполненных людь­ ми, помещениях для ночлега, без медицинской помощи и других благ цивилизации. Все эти типовые черты прекрасно ложились в канву советского мифа о беспросветной жизни до революции и поэтому активно тиражи­ ровались теми моряками, кто строил свою карьеру в первые советские десятилетия. Тем более, что в биографиях некоторых из них, действи­ тельно, были факты, так сказать, «мешающие» созданию «ровного» об­ раза. Так, например, С. Д. Копытов, Ф. М. Михов и Ф. Е. Шамалуев прини­ мали участие в самых первых, еще добольшевистских опытах создания тралового флота. Данные факты никогда не выпячивались, поскольку считалось, что траловый флот стал завоеванием Советской власти. К сезонным работникам относились не только рыбопромышлен­ ники, но и те, кто занимался морским извозом. Представленные в сбор­ нике материалы об известном капитане С. Д. Копытове показывают, как, работавший в молодые годы на транспортном и ледокольном флоте, он перешел в рыбную отрасль, сделав в ней блестящую карьеру10. Были и обратные примеры: бывшие мурманские зуйки В. И. Во­ ронин и Д. Н. Чухчин со временем ушли из рыболовства в арктический ледокольный флот, где получили широкое признание. Анализ представленных в сборнике материалов показывает, что наибольшей востребованностью в советском траловом флоте стали се­ зонные работники 1880-90-х гг. рождения, т. е. те из них, кто успел про­ фессионально состояться еще до революции. Самая юная поросль работ­ ников (900-х гг. рождения), которая до революции могла рассчитывать лишь на самые элементарные функции на промысле, вроде зуйка, при­ шла в траловый флот следующим эшелоном (П. И. Баев, Г. П. Корольков, М. И. Кузнецов, А. Г. Пайкачев). 9 См. документ № 27. 10 См. документы № 10-12.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz