«Мурман бедный. Нужны ему дюже…» : «старая» публика Мурманского берега Баренцева моря в первые советские десятилетия : сборник воспоминаний, некрологов и других материалов / науч. ред. П. В. Федоров ; сост. П. В. Федоров, А. А. Малашенков ; Междунар. банк. ин-т им. Анатолия Собчака, Науч. лаб. геокультур. исслед. и разраб. – Санкт-Петербург : Арт-Экспресс, 2020. – 312 с. – (Серия «Арктический фасад России»).
(ЖИТЕЛИ КОЛОНИЙ) ^ 171 ^ Трудности начались спервых же шагов. Известно, что экономиче ское положение встране тогда было тяжелое. Нехватало товаров первой необходимости. Тем более здесь, на Кольском полуострове, отдаленной окраине России. Собрали первые коммунары сообща кое-какой рыбац кий инвентарь. Один принес сети, другой предоставил в общее пользо вание свою ёлу, третий — полотно для парусов. И приступили к делу. Работали сообща. Мужчины во главе с Константином Абаляевым ушли на промысел. Женщины, а также часть рыбаков, которым не на шлось места на посудинах, занимались огородничеством, собирали гри бы и ягоды в окрестном лесу. Часть собранного продавалась, часть по ступала в общий котел. Выручка делилась поровну. Странным это для нас было. Со времени отцов люди жили по пра вилу: «своя рубашка ближе к телу». А тут — на тебе! Так продолжалось около года. Вначале дела у коммунаров шли хорошо. А потом комму на распалась. Но роль свою она сыграла. Люди почувствовали доверие к коллективному труду. Позднее на базе первой коммуны возникла первая артель для со вместного лова и сбыта рыбы. Первые коммунары, как, например, Иван Гусев, перешли сюда. В артель вступили Елизавета Шабунина, Алексан дра Базарная и другие новые члены. В то время в Коле уже была своя кооперация. А в волости насчитывалось около пятнадцати ёл и полде сятка парусных ботов. Это был уже шаг вперед. На диком берегу Мурмана, в Семеновой губе, на мысе Варничном в это время уже стояли первые новостройки будущего города. В его сооружение внесли свою лепту и коляне. Известно, что еще в дорево люционное время на Дровяном был довольно крупный лесопильный завод. Мне после интервенции пришлось работать на нем. Завод день и ночь давал лесоматериалы для строительства города. Из них возво дили жилые дома, тротуары, причалы. Помню, как к одному из новых причалов впервые пришел пароход из Архангельска. Было много наро ду. Под тяжестью груза и людей сооружение пошатывалось и скрипело. Позднее-то мурманчане научились по-настоящему строить из верхне- туломского леса. А он шел непрерывно, хотя в 1922 годулесопильный завод сгорел. Но вскоре после этого был организован Кольский леспромхоз. Это ста рейшее предприятие нашего района. Рабочие по Туломе доставляли ко шели слесом к Мурманской запани.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz