«Мурман бедный. Нужны ему дюже…» : «старая» публика Мурманского берега Баренцева моря в первые советские десятилетия : сборник воспоминаний, некрологов и других материалов / науч. ред. П. В. Федоров ; сост. П. В. Федоров, А. А. Малашенков ; Междунар. банк. ин-т им. Анатолия Собчака, Науч. лаб. геокультур. исслед. и разраб. – Санкт-Петербург : Арт-Экспресс, 2020. – 312 с. – (Серия «Арктический фасад России»).

(ЖИТЕЛИ КОЛОНИЙ) ^ 171 ^ Трудности начались спервых же шагов. Известно, что экономиче­ ское положение встране тогда было тяжелое. Нехватало товаров первой необходимости. Тем более здесь, на Кольском полуострове, отдаленной окраине России. Собрали первые коммунары сообща кое-какой рыбац­ кий инвентарь. Один принес сети, другой предоставил в общее пользо­ вание свою ёлу, третий — полотно для парусов. И приступили к делу. Работали сообща. Мужчины во главе с Константином Абаляевым ушли на промысел. Женщины, а также часть рыбаков, которым не на­ шлось места на посудинах, занимались огородничеством, собирали гри­ бы и ягоды в окрестном лесу. Часть собранного продавалась, часть по­ ступала в общий котел. Выручка делилась поровну. Странным это для нас было. Со времени отцов люди жили по пра­ вилу: «своя рубашка ближе к телу». А тут — на тебе! Так продолжалось около года. Вначале дела у коммунаров шли хорошо. А потом комму­ на распалась. Но роль свою она сыграла. Люди почувствовали доверие к коллективному труду. Позднее на базе первой коммуны возникла первая артель для со­ вместного лова и сбыта рыбы. Первые коммунары, как, например, Иван Гусев, перешли сюда. В артель вступили Елизавета Шабунина, Алексан­ дра Базарная и другие новые члены. В то время в Коле уже была своя кооперация. А в волости насчитывалось около пятнадцати ёл и полде­ сятка парусных ботов. Это был уже шаг вперед. На диком берегу Мурмана, в Семеновой губе, на мысе Варничном в это время уже стояли первые новостройки будущего города. В его сооружение внесли свою лепту и коляне. Известно, что еще в дорево­ люционное время на Дровяном был довольно крупный лесопильный завод. Мне после интервенции пришлось работать на нем. Завод день и ночь давал лесоматериалы для строительства города. Из них возво­ дили жилые дома, тротуары, причалы. Помню, как к одному из новых причалов впервые пришел пароход из Архангельска. Было много наро­ ду. Под тяжестью груза и людей сооружение пошатывалось и скрипело. Позднее-то мурманчане научились по-настоящему строить из верхне- туломского леса. А он шел непрерывно, хотя в 1922 годулесопильный завод сгорел. Но вскоре после этого был организован Кольский леспромхоз. Это ста­ рейшее предприятие нашего района. Рабочие по Туломе доставляли ко­ шели слесом к Мурманской запани.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz