Фёдоров П.В. Об изучении истории Кольского Севера в XIX-XX вв. Учёные записки МГПУ. 2008, Вып. 8, c.18-40.
Несколько иную точку зрения предложил И.Н Ульянов Он хотя, в отличие от С.Ф. Платонова, и считал Крайний Север «довольно прочно включенным в систему феодального хозяйства», вместе с тем тоже призна вал своеобразие Мурмана на фоне крепостной России, полагая, что «это был какой-то оазис, в котором товарно-денежные отношения получили наибольшее распространение в сравнении с остальной территорией Мос ковского государства»1. С таким подходом фактически не согласился И.Ф. Ушаков. Будучи наиболее последовательным сторонником идеи феодализма на Мурмане, он утверждал, что это «не какой-то особый тип, а одна из разновидностей общерусского феодализма», феодальная система достигла здесь «вполне зрелого развития». Исходя из этого, И.Ф. Ушаков пришел к выводу, что на Кольском Севере в феодальную эпоху существовал даже «смягченный ва риант крепостного права», имея в виду закрепощение крестьян монасты рями. В то же время И.Ф. Ушаков признает наличие некоторых особенно стей развития феодализма в крае. Развивая теорию общерусского феода лизма Л.В. Черепнина, И.Ф. Ушаков утверждал, что феодализм на Коль ском Севере сложился в 2 формах: государственной (черносошные волости и погосты) и церковной (монастырские и патриаршие вотчины); дворян ского землевладения здесь не возникло, отсутствовала торговля людьми и другие крайние проявления крепостничества. Становление феодализма в крае И.Ф. Ушаков связывал с системой луковладения. Он считал, что пер воначально под термином «лук» подразумевался охотник - владелец лука, обложенный данью, однако в дальнейшем значение понятия изменилось: «лук» превратился, с одной стороны, в единицу налогообложения, а с дру гой - в конкретный участок на местности, условную долю доходности об щинных угодий. Владение луками, по И.Ф. Ушакову, «ставило крестьян в феодально-зависимое положение по отношению к государству». Ученый замечал, что черносошные крестьяне Кольского Севера сначала имели право распоряжаться луками как своей собственностью: могли продавать, обменивать, закладывать и т.д., - что заложило основу социального рас слоения и закабаления бедноты богатеями и духовными феодалами. Но с середины XVII в. это право у них было отнято в силу «укрепления само державной власти и усиления крепостничества». Сама феодальная система в крае, в отличие от Центра, по словам И.Ф. Ушакова, «зиждилась не на земледельческом производстве, а на промыслах». При этом промыслы, бу дучи внешне вольными, были связаны с системой феодализма покрутом - широко практиковавшейся на них кабальной организацией труда рыбаков, «сочетавшей в себе феодальные и капиталистические черты». Другую осо бенность И.Ф. Ушаков видит в том, что «феодализм в промысловом вари 1Ульянов Н.И. Феодальная колонизация и экономика Мурмана в XVII веке // Истори ческий сборник. - 1934. -№ 1. - С . 105, 138. 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz