Фёдоров П.В. Крайний Европейский Север Российской империи: региональные интересы и государственные приоритеты. Учёные записки МГПУ. 2007, Вып. 7, c.96-104.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ КРАЙНИЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ1 Окраинным регионам принадлежит особая роль в жизни государств. Ок­ раина - это не только рубеж, граница. Это еще место, где в наиболее концен­ трированном, контрастном виде выявляются сила и болезни государственно­ национального организма, где в первую очередь проступают международные противоречия, геополитические и межэтнические новообразования, а то и конфликты. Распределение стратегического внимания большого государства по своему окраинному периметру не бывает равномерным: ограниченность ре­ сурсов заставляет концентрироваться на приоритетных направлениях. Инте­ ресно наблюдать за стрелкой стратегического вектора, движущейся то с Севе­ ра на Юг и далее на Дальний Восток, то в обратном направлении. Эти движе­ ния выдают глубинные геоисторические закономерности, влияющие на наше настоящее и будущее. До Первой мировой войны северо-европейская окраина Российской им­ перии, занимавшая большие пространства от норвежской границы до предго­ рий Урала, весьма слабо интересовала государственную власть, поскольку им­ перские приоритеты концентрировались вдали от Севера, в треугольнике центр - Балтика - Черное море. Северу, в качестве «морских ворот» России пережившему эпоху своего расцвета в XVI-XVII вв. и сыгравшему важную роль в монтаже оснований Российской империи в период поездок Петра I к Белому морю, не нашлось места в новой системе стратегических интересов. И, как следствие, в XIX в. окончательно выявилось разительное отставание северных пространств от средней и южной полосы России. Северный край был «оставлен за бортом технического прогресса»2. Английские эскадры в 1809-1810 и 1854-1855 гг. безнаказанно хозяйничали у берегов Баренцева и Белого морей. В августе 1854 г. в результате 20-часовой бомбардировки англичанами был сожжен го­ род Кола. На рубеже XIX-XX вв. правительство решилось на беспрецедентное строительство величайшей железной дороги к Тихому океану, тогда как рас­ положенные значительно ближе незамерзающие бухты Мурманского побере­ П.В. Федоров 1Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Научно-технической программы Мурманской области Кизеветтер А А Русский Север Роль Северного края европейской России в истории Рус­ ского государства // Русский Север в системе геополитических интересов России. - М.; Архангельск, 2002. - С 186 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz