Фёдоров П.В. Крайний Европейский Север Российской империи: региональные интересы и государственные приоритеты. Учёные записки МГПУ. 2007, Вып. 7, c.96-104.

ях, которые могли бы способствовать развитию производительных сил Русско­ го Севера, делают необходимым энергичную разработку плана скорейшего за­ селения пересекаемого новой магистралью края». А.А. Бобринский считал перспективным развитие на Севере таких отраслей хозяйства, как луговодство, молочное скотоводство, маслоделие и рыболовство1. График 1 В июле 1916 г. министр торговли и промышленности князь В.Н. Шахов­ ской, признавая «выдающееся значение Кольской губы для нашей морской торговли», настаивал на учреждении на Мурмане портового управления . 13 февраля 1917 г. товарищ министра торговли и промышленности Н.П. Лан- говой поставил в Совете Министров вопрос об отпуске средств на геологиче­ ские исследования полезных ископаемых вдоль Мурманской железной дороги . Разные проекты колонизации Севера требовали координации действий по их осуществлению. 18 октября 1916 г., после возвращения из поездки в Ро- манов-на-Мурмане, А.Ф. Трепов предложил Николаю II создать «Междуве­ домственное совещание по развитию Севера», что и было сделано: А.Ф. Тре­ пов стал его председателем4. Он же 14 января 1917 г. был утвержден «попечи­ телем по устройству поселка Романова-на-Мурмане», сменив на этой должно­ сти графа М.Е. Нирода5. Российский государственный исторический архив (РГИА). - Ф. 274. - Оп 2. - Д. 747. - 2 Л. 147-150. 3Там же - Ф 1276.-О п . 12. - Д. 458.-Л . 3-10. Там же. - Оп. 13. - Д. 91. - Л. 3. 5Там же, - ф 274 -О п . 2. -Д . 747. -Л . 151-153; Ф. 274. -О п. 2. -Д . 1008. -Л . 113. Там ж е.-Д . 1008.-Л . 111. 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz