Фёдоров П.В. Крайний Европейский Север Российской империи: региональные интересы и государственные приоритеты. Учёные записки МГПУ. 2007, Вып. 7, c.96-104.
вернуть военную стратегию на Север, боролись за оставление охранных крей серов на зимовку в северных водах1. «Как бы ни были хороши взаимоотноше ния с соседними державами в данную минуту, а охрана пограничных постов и готовность к защите их в случае надобности в военное время все-таки не должны считаться лишними», - писал в Морское министерство в 1887 г. ар хангельский губернатор князь Н.Д. Голицын2. С подачи олонецкого губерна тора Г.Г. Григорьева в высокие кабинеты была запущена идея сооружения на Мурмане военного порта, подхваченная и развитая впоследствии министром финансов С.Ю. Витте3. Но несмотря на столь влиятельную поддержку, вопрос о создании на Севере постоянного военно-морского соединения так и не был решен вплоть до начала Первой мировой войны. Военно-стратегические ори ентиры империи оказывались еще менее подвижными, нежели экономические. Парадоксально, что необходимость их коррекции быстрее осознавалась на дальней окраине, чем в центре страны. И медленная эволюция системы ориен тиров в пользу Севера происходила при самом непосредственном влиянии са мой окраины. Начавшаяся вскоре Первая мировая война подтвердила всю закономер ность изменений. Лишившись коммуникаций со своими союзниками и начав испытывать дефицит ресурсов, необходимых для ведения войны, российское правительство направляет свой взор на Север. Строительством железной доро ги к незамерзающей бухте Баренцева моря, основанием нового города-порта Романова-на-Мурмане, перешивкой узкоколейной Архангельско-Вологодской железной дороги на широкую колею, созданием Флотилии Северного Ледови того океана Русский Север из дальней окраины постепенно превращается в стратегический приоритет Российской империи. Это наглядно подтверждает динамика принимаемых в правительстве решений, касающихся развития морских театров и примыкающих к ним при морских зон4. Согласно этим данным, уже в 1914-1915 гг. северный выход в Европу заметно обогнал по степени привлекательности для государства ос тальные морские театры, вместе взятые (см. график 1). Несмотря на военное положение, мысль о развитии экономического по тенциала Севера все больше находила поддержку у членов правительства, все больше конструктивные инициативы начинают исходить от самого центра. 25 октября 1916 г. министр земледелия граф А.А. Бобринский писал министру путей сообщения А.Ф. Трепову: «Окончание работ по сооружению Мурман ской железной дороги и выдвигаемые ее проведением вопросы о мероприяти 1ГААО .-Ф . 1. - Оп. 8 .- Т . 1 .-Д . 2492.-Л . 1-2. 2Там ж е .-Д 1898. -Л . 4об. J Русский вестник - 1889 - Декабрь. - Т. 205. - С. 82-83: Национальный архив Республики Карелия. - Ф 769. - Оп 1 - Связка 1. - Д. 27. - Л. 1-11; Либава или Мурман'1 (Из архива графа С.Ю. Витте) // Прошлое и настоящее. - Л., 1924 - Вып. 1. -С . 25-39. Высочайше утвержденные особые журналы Совета Министров за 1912-1915 гг. (Библио тека Российского государственного исторического архива Инв. № 82629, 84625, 84627, 84628, 84630, 98290, 99942). 102
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz