Фёдоров П.В. Крайний Европейский Север Российской империи: региональные интересы и государственные приоритеты. Учёные записки МГПУ. 2007, Вып. 7, c.96-104.

В XIX в. центр охотно поощрял региональные проекты, предполагавшие быструю экономическую отдачу, поскольку проблема дефицита ресурсов в России стояла всегда остро. Колонизационный проект фактически был навязан центру самой северной окраиной. У истоков ключевых законопроектов стояло архангельское губернское начальство2. Однако колонизация проводилась на Севере по усеченному варианту, на ограниченной финансовой базе, основан­ ной преимущественно на введении для местных жителей льготных условий. Предопределенная этим низкая эффективность колонизационных мероприятий выявляла сохраняющийся по-прежнему разрыв между стратегическими ориен­ тирами империи и теми слабыми импульсами, которые шли из центра в сторо­ ну заполярной окраины. Некоторые северные губернаторы понимали, что более эффективно ре­ шать региональные проблемы будет возможно, если убедить центр в стратеги­ ческой значимости края. Поскольку стратегия в тот период в большей степени связывалась с обеспечением военной безопасности империи, усилиями гу­ бернских чиновников разрабатываются проекты, направленные на повышение прежде всего военно-стратегического статуса северной окраины. Незаконный промысел, который вели в русских территориальных водах норвежские суда, заставлял местную администрацию искать меры противо­ действия этому. В 1870-х гг. архангельский губернатор Н.А. Качалов предла­ гал расширить 3-мильную экономическую зону России в Барен-цевом море на 1 милю. Рыбопромышленники, проживавшие в Коле, 10 марта 1872 г. выска­ зали свое сомнение по поводу необходимости введения такой меры. Гораздо более значимым они полагали создание механизмов для недопущения ино­ странцев в русские территориальные воды. Предлагали, например, ввести штрафные санкции в отношении нарушителей, подобно тем, какие действова­ ли по норвежским традициям у берегов этой северной страны3. Российские правительство, правда, не согласилось на введение столь непопулярных мер, поскольку опасалось ограничения прав наших поморов в торговле с норвеж­ скими портами4. Тогда же архангельскими губернаторами начинает отстаиваться идея введения охранного крейсерства у северных берегов России. Идея, не без со­ противления, но получила поддержку центра. Первый опыт регулярного воен­ ного патрулирования у Мурманского побережья состоялся в течение 1881— 1882 гг., когда на Север с Балтики поочередно приходили военные шхуны «Полярная звезда», а затем «Бакан». После длительного перерыва, в 1892 г., северное крейсерство было возобновлено. Губернаторы, всячески стараясь по­ Государственный архив Архангельской области (ГААО). - Ф. 2. - Оп 1 - Т. 5. - Д. 5791. - 2 л 1. 5, 19, 41-42. Шрадер Т А. Колонисты на Мурманском побережье // Вестник «Баренц-центра» МГПУ. - 3 2005,-№ 5. -С . 115-123. 4ГААО .-ф . 1. - Оп. 8 .-Т . 1. - Д. 1278. - Л 65-66. Попов Г.П., Давыдов Р А. Указ. соч. - С. 100 ВИЯХ1. 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz