Фёдоров П.В. Крайний Европейский Север Российской империи: региональные интересы и государственные приоритеты. Учёные записки МГПУ. 2007, Вып. 7, c.96-104.
В XIX в. центр охотно поощрял региональные проекты, предполагавшие быструю экономическую отдачу, поскольку проблема дефицита ресурсов в России стояла всегда остро. Колонизационный проект фактически был навязан центру самой северной окраиной. У истоков ключевых законопроектов стояло архангельское губернское начальство2. Однако колонизация проводилась на Севере по усеченному варианту, на ограниченной финансовой базе, основан ной преимущественно на введении для местных жителей льготных условий. Предопределенная этим низкая эффективность колонизационных мероприятий выявляла сохраняющийся по-прежнему разрыв между стратегическими ориен тирами империи и теми слабыми импульсами, которые шли из центра в сторо ну заполярной окраины. Некоторые северные губернаторы понимали, что более эффективно ре шать региональные проблемы будет возможно, если убедить центр в стратеги ческой значимости края. Поскольку стратегия в тот период в большей степени связывалась с обеспечением военной безопасности империи, усилиями гу бернских чиновников разрабатываются проекты, направленные на повышение прежде всего военно-стратегического статуса северной окраины. Незаконный промысел, который вели в русских территориальных водах норвежские суда, заставлял местную администрацию искать меры противо действия этому. В 1870-х гг. архангельский губернатор Н.А. Качалов предла гал расширить 3-мильную экономическую зону России в Барен-цевом море на 1 милю. Рыбопромышленники, проживавшие в Коле, 10 марта 1872 г. выска зали свое сомнение по поводу необходимости введения такой меры. Гораздо более значимым они полагали создание механизмов для недопущения ино странцев в русские территориальные воды. Предлагали, например, ввести штрафные санкции в отношении нарушителей, подобно тем, какие действова ли по норвежским традициям у берегов этой северной страны3. Российские правительство, правда, не согласилось на введение столь непопулярных мер, поскольку опасалось ограничения прав наших поморов в торговле с норвеж скими портами4. Тогда же архангельскими губернаторами начинает отстаиваться идея введения охранного крейсерства у северных берегов России. Идея, не без со противления, но получила поддержку центра. Первый опыт регулярного воен ного патрулирования у Мурманского побережья состоялся в течение 1881— 1882 гг., когда на Север с Балтики поочередно приходили военные шхуны «Полярная звезда», а затем «Бакан». После длительного перерыва, в 1892 г., северное крейсерство было возобновлено. Губернаторы, всячески стараясь по Государственный архив Архангельской области (ГААО). - Ф. 2. - Оп 1 - Т. 5. - Д. 5791. - 2 л 1. 5, 19, 41-42. Шрадер Т А. Колонисты на Мурманском побережье // Вестник «Баренц-центра» МГПУ. - 3 2005,-№ 5. -С . 115-123. 4ГААО .-ф . 1. - Оп. 8 .-Т . 1. - Д. 1278. - Л 65-66. Попов Г.П., Давыдов Р А. Указ. соч. - С. 100 ВИЯХ1. 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz