Фёдоров П.В. Крайний Европейский Север Российской империи: региональные интересы и государственные приоритеты. Учёные записки МГПУ. 2007, Вып. 7, c.96-104.
слов в монополию разным вельможам, царским приближенным1. Все эти меры были далеки от региональных интересов и вводились центром в стратегиче ских либо в корпоративных целях. Только в конце столетия поступающие снизу инициативы начинают учи тываться в законотворческой деятельности: 13 марта 1798 г. Павлом I прини мается указ о предоставлении льгот жителям Колы на основании их «прось бы»2. Подобные акты принимаются позднее и Александром I: 6 мая 1810 г. и 14 июля 1820 г.3 В дальнейшем все больший вес в выработке законодательных инициатив в отношении Кольского Севера начинает занимать архангельское губернское начальство, аккумулирующее и просеивающее жалобы с мест, выступающее этаким передатчиком местной информации в центр, с правами ее цензуры. Вместе с тем заметна и обратная реакция центра, начинающего активно ис пользовать эту информацию для коррекции своих политических инициатив. Эффективность регионального лобби зависела от многих обстоятельств: и от умения местного начальства представить местные проблемы проблемами национального значения, т.е. привязать их к государственным приоритетам, и от элементарной просвещенности, согласованности, наконец, личных отноше ний чиновников разного уровня между собой. Судьбы некоторых региональ ных идей могли ждать своего часа десятилетиями, не находя поддержки у сто личных ведомств. Региональные интересы, как правило, группировались вокруг местных социально-экономических и национально-культурных проблем. Средствами их разрешения рассматривались, например, такие рычаги, как привлечение на территорию региона финансовых потоков, введение местных льгот и послаб лений, повышение административного статуса территории. Приграничное положение Кольского Севера давало ему дополнительную привилегию на лоббирование его местных интересов еще и российским кон сульством в соседней Норвегии. Например, именно консульство стало инициа тором Высочайше утвержденного мнения Комитета Министров от 31 августа 1860 г. «О дозволении норвежцам переселяться в бывший Кольский уезд»4. Своеобразно и то, что в 1855 г. жившие у границы лопари, не встретив пони мания у местных чиновников, обратились в российское консульство Норвегии с жалобой на нехватку продовольствия. По каналам МИДа эта жалоба прошла по правительственным структурам и в ином статусном уровне вернулась в Ар хангельск: архангельскому начальству пришлось отчитываться о своих дейст- 1 Хрестоматия по истории Кольского Севера / Составитель И.Ф Ушаков. - Мурманск, 1997. - С. 111-112, 118; ПСЗРИ. Собрание первое - Т. VI. - № 3841; Т. VIII. - № 5687; Т. IX. - № 6734; - Т. XII.-№ 9515 . 2 ПСЗРИ. Собрание первое. - Т. XXV. - № 18887. 3Там же. - Т. XXXI. - Ха 24221; Т. XXXVII. - № 28356 4 ПСЗРИ. Собрание второе. - Т. XLII. - № 36122а; Попов Г.П., Давыдов Р.Л. Мурман; Очерки истории края XIX - начала XX вв. - Екатеринбург, 1999. - С. 29-30, 35. 100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz