Фёдоров П.В. Крайний Европейский Север Российской империи: региональные интересы и государственные приоритеты. Учёные записки МГПУ. 2007, Вып. 7, c.96-104.

просто рыбаком, приходящим в Заполярье промышлять рыбу, а рыбопромыш­ ленником, живущим на Кольском Севере. Для этого разрабатывается система льгот, делающая жизнь на Севере если не привлекательной, то по крайней ме­ ре более сбалансированной. Вершиной этого стало принятие 22 ноября 1868 г. Положения Комитета Министров «О льготах для поселенцев Мурманского бе­ рега». Со временем колонизационные мероприятия потребовали улучшений условий труда рыбаков и заставили государство возобновить интерес к про­ мыслу, что проявилось в течение последнего, IV временного отрезка. Вместе с тем колонизация привела и к необходимости совершенствования системы управления и административного регулирования на Кольского Севере. В связи с этим набирало удельный вес количество законов административной направ­ ленности. Из проведенного анализа следует, что поначалу разрозненные и одиноч­ ные позитивные импульсы, идущие от центра империи к заполярной окраине, постепенно сливаясь, превращались в целостный и пространственно сфокуси­ рованный политический курс, направленный на колонизационное заселение и освоение дальнего края. Этот интересный феномен локального политического генезиса происхо­ дил в условиях противодействия стратегических ориентиров, тянувших импе­ рию отнюдь не к северным морским берегам. Механизмы, благодаря которым это стало возможным, определялись традициями и возможностями системы взаимоотношений центра с регионами, существовавшими в Российской импе­ рии. В обширном государстве формирующиеся региональные интересы мог­ ли лоббироваться по сложившимся бюрократическим каналам. Передача им­ пульса обычно происходила снизу вверх, от окраины, к центру, через все зве­ нья: община, уезд, губернатор, министр, правительство, император. Рождение закона, таким образом, обеспечивалось за счет совпадения интересов всех этих Уровней. Выпадение одного из звеньев повышало риск остановки продвиже­ ния инициативы. При этом губернатор, при всей значимости своих функций, не был наделен полномочиями принятия окончательных решений в отношении многих даже, на первый взгляд, незначительных вопросов. В империи, с ши­ рочайшими правами императора, фактически не обладали решающей силой и правительственные структуры. Однако их мнение, как и мнение губернатора, часто оказывалось определяющим при вынесении «Высочайшего» вердикта. Централизованная бюрократическая система, хотя и не способствовала мгно­ венному реагированию на общественные нужды, все же оказывалась вполне жизнеспособной в государстве с ограниченными ресурсами и невысоким Уровнем политической культуры населения. Об этом, в частности, свидетель­ ствует опыт взаимодействия Архангельской губернии с центром. Законодательные акты, принимаемые в отношении Кольского Севера в XVIII в., инициировались в основном центром - это касается указов и о подго­ товительных мероприятиях к Северной войне, и о передаче рыбных промы­ 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz