Фёдоров П.В. Крайний Европейский Север Российской империи: региональные интересы и государственные приоритеты. Учёные записки МГПУ. 2007, Вып. 7, c.96-104.
просто рыбаком, приходящим в Заполярье промышлять рыбу, а рыбопромыш ленником, живущим на Кольском Севере. Для этого разрабатывается система льгот, делающая жизнь на Севере если не привлекательной, то по крайней ме ре более сбалансированной. Вершиной этого стало принятие 22 ноября 1868 г. Положения Комитета Министров «О льготах для поселенцев Мурманского бе рега». Со временем колонизационные мероприятия потребовали улучшений условий труда рыбаков и заставили государство возобновить интерес к про мыслу, что проявилось в течение последнего, IV временного отрезка. Вместе с тем колонизация привела и к необходимости совершенствования системы управления и административного регулирования на Кольского Севере. В связи с этим набирало удельный вес количество законов административной направ ленности. Из проведенного анализа следует, что поначалу разрозненные и одиноч ные позитивные импульсы, идущие от центра империи к заполярной окраине, постепенно сливаясь, превращались в целостный и пространственно сфокуси рованный политический курс, направленный на колонизационное заселение и освоение дальнего края. Этот интересный феномен локального политического генезиса происхо дил в условиях противодействия стратегических ориентиров, тянувших импе рию отнюдь не к северным морским берегам. Механизмы, благодаря которым это стало возможным, определялись традициями и возможностями системы взаимоотношений центра с регионами, существовавшими в Российской импе рии. В обширном государстве формирующиеся региональные интересы мог ли лоббироваться по сложившимся бюрократическим каналам. Передача им пульса обычно происходила снизу вверх, от окраины, к центру, через все зве нья: община, уезд, губернатор, министр, правительство, император. Рождение закона, таким образом, обеспечивалось за счет совпадения интересов всех этих Уровней. Выпадение одного из звеньев повышало риск остановки продвиже ния инициативы. При этом губернатор, при всей значимости своих функций, не был наделен полномочиями принятия окончательных решений в отношении многих даже, на первый взгляд, незначительных вопросов. В империи, с ши рочайшими правами императора, фактически не обладали решающей силой и правительственные структуры. Однако их мнение, как и мнение губернатора, часто оказывалось определяющим при вынесении «Высочайшего» вердикта. Централизованная бюрократическая система, хотя и не способствовала мгно венному реагированию на общественные нужды, все же оказывалась вполне жизнеспособной в государстве с ограниченными ресурсами и невысоким Уровнем политической культуры населения. Об этом, в частности, свидетель ствует опыт взаимодействия Архангельской губернии с центром. Законодательные акты, принимаемые в отношении Кольского Севера в XVIII в., инициировались в основном центром - это касается указов и о подго товительных мероприятиях к Северной войне, и о передаче рыбных промы 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz