Фёдоров П.В. Крайний Европейский Север Российской империи: региональные интересы и государственные приоритеты. Учёные записки МГПУ. 2007, Вып. 7, c.96-104.

жья продолжали оставаться отрезанными от транспортной инфраструктуры. И это при том, что, в отличие от Балтийского и Черного морей, мурманский вы­ ход в Океан был прямым, без проливов, и, следовательно, более безопасным. Конкурентоспособность Севера, по сравнению с другими пространства­ ми, снижал неблагоприятный в целом образ о нем, порожденный суровой при­ родой и климатом, малолюдьем, отсутствием развитого земледелия и дворян­ ских поместий. Однако было бы преждевременно полагать, что отношение правительственной власти к своим северо-европейским окраинам было неиз­ менным. На это указывает хотя бы то, что за период с 1721 по 1909 гг. было принято 65 специально посвященных Кольскому Северу законодательных ак­ тов, учтенных в Полном собрании законов Российской империи (ПСЗРИ)1. Из них 60 актов обусловлены позитивным отношением государственной власти к окраине, нацеленным на развитие ее экономического потенциала, социальную защиту местных жителей, повышение административного статуса. И только 5 актов сопряжены с негативной рефлексией - свертыванием экономической базы, понижением административного статуса территории, социальным обре­ менением (например, ссылкой увечных преступников). Разумеется, изданные законы - это, так сказать, видимая часть айсберга. Метод контент-анализа, при всех своих преимуществах, не может полностью заменить качественного анализа. Поэтому важно представлять, что формаль­ ное преобладание позитива над негативом в совокупном массиве изданных ак­ тов о Кольском Севере условно: в реальной политике негатив преобладал, по­ скольку к негативу можно причислить и невидимые лакуны - не поддающиеся учету непринятые, отклоненные позитивные инициативы. Во всяком случае, вал публицистических работ, содержащих критику правительственного без­ действия в отношении Севера, во второй половине XIX - начале XX вв. кос­ венно свидетельствовал о пробуксовке многих конструктивных начинаний. Но и формальные данные, почерпнутые в ПСЗРИ, дают определенное представление об эволюции отношения центра к заполярной окраине, прежде всего с точки зрения изменения позитивности. Полное собрание законов Российской империи: Собрание первое - № 3841. 4217. 4349. 5687, 6734, 9515, 13141, 14461, 15298, 18437, 18744,18887, 20893, 21700, 24221, 25285, 25456, 28356, 30293, 30467; Собрание второе. - № 68, 218, 302, 2319, 4836, 8006, 10132, 10960, 17285, 22471, 24250, 27854, 28640, 33838, 36122а, 36521, 38910, 46467, 49725, 55934; Собрание третье. - 1369, 1480, 2495, 2923, 3579, 3804, 4621, 5159, 8316, 10360, 10902, 11237, 11878, 12728, 15042, 15688, 16077, 16789, 17125,23984,24093,30478,30479, 32092, 32119. 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz