Фёдоров П.В. От исторического краеведения к историческому регионоведению: глобальное в локальном материале // I Ушаковские чтения : материалы I научно-практической межрегиональной краеведческой конференции памяти профессора И.Ф. Ушакова, 2-3 марта 2004 г. / Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. - Мурманск : МГПУ, 2004. - С. 179-182.
вать существование феодализма на Мурмане, тогда как другие (Н.И. Ульянов) полагали наличие здесь феодализма со значительными расхождениями относительно марксистских установок, что, в конечном итоге, выявляло слабость марксизма как теории. Еще одним компонентом региональной целостности является местная культура, которая, хотя и базируется на общем культурном фундаменте, имеет специфические, свойственные только ей черты. По этому фокусирование краеведов на изучение местных социально-куль- турных традиций способно привести к рассмотрению отнюдь не ло кальных проблем функционирования малых социальных пространств и связанных с ними структур повседневности, поведенческой психо логии, менталитета и т.д. И здесь обнаруживается ситуация, при кото рой ограниченность краеведения преодолевается бесконечностью че ловеческого микрокосмоса. Локальность тем самым переходит в глобальность .292 Правда, этот потенциал, при всей его очевидности, краеведени ем еще не реализован .293 Вместе с тем нельзя в полной мере согласиться с С.А. Гомаюно- вым в том, что регион - это «в первую очередь не территория, а сово купность людей ».294 В том случае, когда регион обнаруживает себя гео политическим или геоэкономическим ресурсом, куда важнее местного социума становится сама территория. Взять, например, Мурман. Эта окраинная северная земля, дол гое время считавшаяся бесплодной и малополезной, крайне медленно осваивалась самим человеческим сообществом. И все грандиозные преобразования, связанные с созданием здесь промышленности и во енного комплекса, были проведены уже государством лишь только пос ле осознания необходимости обеспечения таким образом своей воен ной и экономической безопасности. Следовательно, проследив, как изменяется имидж Мурмана в глазах центра, ответив на вопрос, почему российское государство, вопреки желанию человека, решает укреплять ся среди безлюдных мурманских скал, тем самым можно пролить до полнительный свет на происхождение и развитие государственной иде ологии и политики. В данном случае, рассматривая регион как геополитический ре сурс, исследователю приходится изменить ракурс, посмотреть на исто рию региона не традиционно «изнутри», а «извне», благодаря чему уда ется показать, как местный материал, встраиваясь в общую картину, одновременно корректирует ее. Причем опыт такого рода исследова ний уже существует .295 181
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz