Фёдоров П.В. Дарданеллы... в Заполярье (Мурманский стратегический коридор в геополитиле мировых войн) II Ушаковские чтения : материалы научно-практической межрегиональной историко-краеведческой конференции памяти профессора И.Ф. Ушакова, 2-4 марта 2005 г. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2005. - С. 30-35.

П. В. Федоров ДАРДАНЕЛЛЫ... В ЗАПОЛЯРЬЕ (МУРМАНСКИЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОРИДОР В ГЕОПОЛИТИКЕ МИРОВЫХ ВОЙН) Кольский Север был включен в сферу геополитики еще в годы Пер­ вой мировой войны. Именно тогда выявилось все несовершенство рос­ сийской военной доктрины, с петровских времен признававшей страте­ гическими направлениями лишь черноморское и балтийское. Северные моря казались неудобными - и с точки зрения их сравнительной уда­ ленности от центра страны, и в силу суровости природно-климатиче­ ских условий. Однако закупорка Балтийского и Черного морей против­ ником в начале Первой мировой войны подтвердила всю правоту С.Ю. Витте, который еще в конце XIX в. предупреждал об этой опасно­ сти, предлагая построить запасной порт у незамерзающей бухты Мур­ манского побережья Баренцева моря, соединив его с центром страны железной дорогой. Николай II, поначалу не проявивший большого интереса к этим р е ком енд аци ям , возможно , вспомнил о них в 1915 г., когда принимал решение о строительстве Мурманской желез­ ной дороги. Решиться на такое строительство в условиях войны заставила необ­ ходимость доставки в Россию военной помощи из стран-союзников. Ста­ рый Архангельск, связанный с центром страны узкоколейной железной дорогой, не мог составить серьезной конкуренции Мурману, поскольку на полгода его портовую акваторию сковывал лед. Мурманские бухты, обогреваемые теплым течением Гольфстрим, напротив, были открыты для морских судов круглогодично. Для строительства почти 1000-верстного железнодорожного по ­ лотна от Петрозаводска до Кольского залива были задействованы ог­ ромные ресурсы. На стройку присылались не только вольнонаемные рабочие (в том числе китайцы), но и военнопленные. Одновременно на берегу Кольского залива для приема союзнических грузов строился тор­ говый порт. Уже к осени 1916 г. была пущена построенная вчерне же­ лезная дорога. Военно-стратегические грузы из стран Антанты пошли по ней вглубь России. Тогда же на берегу Кольского залива был основан новый российский город, названный в силу своего важного стратеги­ ческого значения фамилией царской семьи - Романов-на-Мурмане (ныне - Мурманск). Мурманскую железную дорогу, открывшую для России удобный морской путь в Европу, западные газеты назвали «Вторые Дарданеллы». Приближенный Николая II тибетский врач П.А. Бадмаев в письме к императору, написанном за несколько дней до падения монархии, пред- 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz