Фёдоров П.В. Дарданеллы... в Заполярье (Мурманский стратегический коридор в геополитиле мировых войн) II Ушаковские чтения : материалы научно-практической межрегиональной историко-краеведческой конференции памяти профессора И.Ф. Ушакова, 2-4 марта 2005 г. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2005. - С. 30-35.

с началом войны остро встал вопрос о путях доставки в СССР военной помощи из стран-союзников. Поскольку Балтийское и Черное моря оказались блокированы про­ тивником, как и в годы Первой мировой войны, повторился «эффект Вторых Дарданелл». Ввиду того что восточный (через Владивосток) и южный (через Персидский залив) маршруты доставки помощи были весьма протяженными, а значит экономически менее выгодными, наи­ больший интерес для союзников, в особенности на первом этапе войны, представлял именно северный маршрут (через Архангельск и Мурманск), как наиболее короткий, открытый круглогодично благодаря незамерзае- мости мурманского выхода в Европу. При всей очевидной удобности северного коридора, обслуживаю­ щий его Северный флот, являвшийся самым слабым из всех советских флотов, испытывал колоссальное напряжение при выполнении постав­ ленной стратегической задачи. Такое положение во многом вытекало из существовавшей в довоенные годы у военного руководства представле­ ний о вспомогательной, тактической роли северного направления. Основные силы традиционно размещались на Балтике и на Черном море. Но несмотря на все опасности, поджидавшие союзнические суда по пути следования через Северную Атлантику, Норвежское и Барен­ цево моря, где весьма активно действовал германский флот, северный маршрут уже с конца 1941 г. превратился в основную транспортную артерию между СССР и союзниками. К августу 1942 г. из-за границы через Мурманск и Архангельск было ввезено столько же самолетов, танков и танкеток, сколько их было в составе всех советских фронтов на начало 1942 г. Между тем усиление арктической группы германского флота в 1942 г. принесло и крупные потери среди союзников (трагедия 17-го конвоя), что в конечном итоге заставило переориентировать основной грузопо­ ток с северного маршрута на южный и восточный, однако при одновре­ менном расширении самого грузопотока. Поэтому и в последующие годы объем ввозимых через Мурманск и Архангельск союзнических грузов оставался весьма значительным. Боевая техника, машины, самолеты, продовольствие, направлявшиеся на фронт, помогали Советской армии бить врага. Великая Отечественная война подтвердила объективно возросшее стратегическое значение Кольского Севера для Российского государства. Система национальной безопасности страны стала немыслима без «Вто­ рых Дарданелл» - мурманского выхода в Европу. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz