Фёдоров П.В. Дарданеллы... в Заполярье (Мурманский стратегический коридор в геополитиле мировых войн) II Ушаковские чтения : материалы научно-практической межрегиональной историко-краеведческой конференции памяти профессора И.Ф. Ушакова, 2-4 марта 2005 г. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2005. - С. 30-35.
резкий приток населения на Кольский Север. Если в 1926 г. на его тер ритории проживало всего 23 тыс. человек, то в 1939 г. - уже почти 300 тыс. Власти были вынуждены заняться милитаризацией этой территории. Прежде всего, это выразилось в создании в 1933 г. на Мурмане Север ной военно-морской флотилии, для выбора места базирования которой на Кольский Север приезжал лично И.В. Сталин. В 1937 г. флотилия была преобразована в Северный флот. В конце же 30-х гг. на Мурмане начинается укрепление и сухопутных границ. С этим же была связана проведенная в Мурманской области летом 1940 г. массовая депортация инонационалов (в особенности финнов и норвежцев), считавшихся по литически неблагонадежным «элементом». С другой стороны, правительство принимается за совершенствова ние инфраструктуры Севера. Так, в 1933 г. усилиями большой армии заключенных в Карелии был построен Беломоро-Балтийский канал, свя завший Белое и Балтийское моря. В дальнейшем власти предполагали проложить канал и по Кольскому полуострову для соединения Белого и Баренцева морей, но этому помешала война. Кроме того, тогда же властями начинает осознаваться и необходи мость планомерного освоения Северного морского пути - альтернатив ного маршрута, связывающего западную часть СССР с его восточной частью по Северному Ледовитому океану, вдоль советского побережья. Плавания по Севморпути были сопряжены с большими трудностями, зависящими главным образом от ледовой обстановки и технических возможностей кораблестроения. Освоение арктического маршрута тре бовало проведения экспедиций для его изучения. И Мурманск стано вится одной из главных баз для их проведения. Наиболее известными арктическими экспедициями, прошедшими через Мурманск, стали эпо пеи челюскинцев и седовцев. Уже вскоре выяснилось, что военное укрепление северных рубежей СССР было оправданным. На Севере Европы к концу 30-х гг. перепле лись интересы ведущих европейских государств, между которыми нача лась борьба за преобладание в этом регионе. Учитывая складывающую ся конъюнктуру, СССР стремился участием в этой борьбе повысить бе зопасность своих северо-западных территорий, для чего советское правительство намеревалось отодвинуть советско-финляндскую грани цу от Ленинграда, Мурманска и Мурманской железной дороги. Поскольку на эти предложения Советского Союза никак не соглашалась Финлян дия, советскому руководству пришлось в ноябре 1939 г. развязать войну с ней. Этим конфликтом СССР фактически входил в начавшуюся Вто рую мировую войну. Советско-финляндский фронт растянулся по всей границе, от Ле нинграда на юге до полуострова Рыбачьего на севере. Поскольку основ 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz