Фёдоров П.В. Первые Ушаковские чтения.Наука и образование. 2004, № 5, c.84-85.

П. В. Федоров ПЕРВЫЕ УШАКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 85 А. В. Воронин, также подчеркнув при этом, что создание «Кольской энциклопедии» сегодня было бы немыслимо без трудов Ивана Федоровича Ушакова. О заслугах мурманского ученого говорили и другие докладчики. На чтениях выступила вдова профессора - В. Н. Ушакова. К началу работы Ушаковских чтений МГПУ издал сборник «Белый Мурман», посвященный памяти профессора И. Ф. Ушакова, в который вошли работы ученого, написанные им незадолго до кончины, Конференция приняла обращение к городским властям об установлении на фасаде историко- филологического факультетаМГПУ мемориальной доски в память об И. Ф. Ушакове Первые Ушаковские чтения, в целом, отобразили все основные тенденции развития, присущие современному краеведению на Русском Севере Прежде всего, это сохранение традиционной проблематики исследований по местной истории. В рамках секции «История Русского Севера», заседание которой состоялось в Государственном архиве Мурманской области, прозвучали доклады, в которых краеведы попытались по-новому осмыслить хорошо известные по местной исторической литературе факты и явления. Таким было выступление В. А. Евтушенко о северных лабиринтах, М. Г. Орешеты о Валитовом городище, Р. А. Давыдова об обороне Колы в годы Крымской войны. С другой стороны, заметно и другое направление движения. В ряде докладов краеведы выходят за рамки, собственно, региона, пытаясь тем самым включить краеведческие знания в более широкий исторический и даже культурологический контекст. Так, на Ушаковских чтениях четко обозначился интерес к истории Арктики и роли в ее освоении Русского Севера. Если И. Б. Циркунов посмотрел на Арктику как на цивилизационный феномен в самом широком видении, то А. К. Порцеля и Д. П. Беляева заинтересовала проблема спорных арктических территорий - Шпицбергена и Новой Земли. Р А. Давыдов, сделавший сообщение об историографии и перспективах изучения Крымской войны на Русском Севере, также отметил необходимость осмысления событий того периода в комплексе, без разделения на мурманскую и архангельскую истории, с учетом более точного знания действий противника, что потребует тщательного изучения английских источников. В эту же группу докладов вписывается и доклад А. Б. Беляева, посвященный западной историографии второй мировой войны в Заполярье Ушаковские чтения выявили и обратную этой тенденцию - сужение, или «приземление» краеведческой проблематики, проявление интереса к микроистории, что предполагает постановку в центр исследований человека и его деятельности, ментальности и культуры. Впрочем, эта тенденция еще не нашла достаточного выражения среди мурманских исследователей. Все доклады, выполненные в рамках этого, сделаны группой специалистов из Петербурга - А. В. Крайковским, Ю. А. Лайус и Э. Бруно, работающих в Европейском университете, который как раз специализируется на таких сравнительно новых для российской историографии направлениях исследования, как микроистория и экологическая история. Докладчики осветили проблемы взаимоотношения природы и человека на Кольском Севере: от основания системы баланса в дореволюционный период до утверждения человека в качестве покорителя природы в период индустриализации. Использование краеведами новых методов и приемов исследований, организационные условия краеведческой работы стали предметом обсуждения в рамках особой секции, заседание которой состоялось в областной научной библиотеке. Произошедший здесь диалог между исследователями, библиотечными, музейными и архивными работниками оказался весьма полезным для осмысления насущных проблем и перспектив современного краеведения и поиска путей повышения качества краеведческих исследований и совершенствования работы учреждений, обеспечивающих их проведение (библиотеки, музеи, архивы). Еще две секции Ушаковских чтений имели педагогический уклон, что не удивительно, ведь краеведение сегодняявляется важным компонентом образования. Одна из этих секций была посвящена вопросам преподавания исторического и литературного краеведения в школе, тогда как другая - художественного. На обеих секциях состоялся продуктивный обмен опытом между учеными и учителями-практиками школ области, показавшими свои частные методики реализации регионального компонента в обучении и воспитании. Доклады участников конференции решено опубликовать.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz