Фёдоров, П. В. Вуз, в котором я учусь : исторический очерк к 60-летию Мурманского государственного педагогического института (1939-1999 гг.) / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ин-т, каф. отечеств. истории ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : [МГПИ], 1999. - 50 с.

После М. Э. Израэлита Мурманский учительский институт возглавил Николай Никанорович Косяков. По специальнос­ ти он — учитель географии. В 1937 году окончил Ленинград ­ ский пединститут им. Герцена, после чего приехал в Мур ­ манск. Здесь Косяков работал директором школы, был сот­ рудником Института усовершенствования учителей. В его биографии встретился интересный факт: в начале 30-х годов, находясь на Дальнем Востоке, Николай Никанорович препо­ давал... нанайский я зык .7 Косяков настойчиво добивался отдельного здания для Учи­ тельского института. В «Полярную правду» он написал з а ­ метку с грустным названием «Институт, не имеющий адреса», в которой сетовал на то, что в здании педучилища нормально заниматься невозможное 12 июня 1941 года Косяков выступил на заседании обл ­ исполкома с докладом. Ситуация складывалась критическая. Прошло почти два года с момента создания института, а мно­ гое т ак и не удалось воплотить в жизнь. Институт не имел не только отдельного здания, но и учебных кабинетов, лаборато ­ рий, общежития, иногородние студенты проживали в гости­ ницах и на частных квартирах. Не были созданы кафедры марксизма-ленинизма, математики и географии, отсутствова­ ли преподаватели с учеными степенями, имели место низкая успеваемость и посещаемость занятий... В облисполкоме понимали, что винить в этом одного Ко­ сякова несправедливо. Д а и взысканиями делу не поможешь. Нужно отдать должное председателю облисполкома И. Буя- кову, который пошел навстречу учительскому институту. Бы ­ ло решено обратиться в Правительство РСФСР с просьбой о выделении средств для строительства учебного здания и об ­ щежития, оборудования кабинетов и лабораторий, закупки литературы, о присылке специалистов высшей квалификации. В только что построенном доме облоно две комнаты выделя­ лось для преподавателей МУИ .9 Пока, же учительский инсти­ тут должен был оставаться в здании педучилища и работать во вторую смену. Первый и единственный довоенный выпуск Мурманского, учительского института был, как и последующие выпуски, р а з ­ ношерстным, В таких неприспособленных условиях учиться было очень сложно. И не все относились к учебе серьезно. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz