Фёдоров, П. В. Вуз, в котором я учусь : исторический очерк к 60-летию Мурманского государственного педагогического института (1939-1999 гг.) / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ин-т, каф. отечеств. истории ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : [МГПИ], 1999. - 50 с.
А. И. Данилова ректором Мурманского государственного пе дагогического института был назначен кандидат филологи ческих наук Эдуард Константинович Лявданский. В отличие от двух предыдущих руководителей Эдуард Константинович не работал в партийных структурах и всю свою жизнь посвя тил педагогической профессии. Коренной ленинградец, в годы Великой Отечественной войны он пережил страшную блока ду. После войны окончил Ленинградский педагогический инс титут им. А. И. Герцена, аспирантуру при нем, служил В ар мии, работал в Ленинграде учителем, директором школы. Накануне переезда в Мурманск Э. К- Лявданский был дирек тором Ленинградского областного института усовершенство вания учителей. В 1977 году Эдуард Константинович приехал в Мурманск. Министр распорядился «оплатить тов. Лявданскому и членам его семьи подъемные и расходы, связанные с переездом к новому месту работы».« Два предыдущих ректора (С. А. Смирнов и Н. А. Дмит риев) были, как известно, историками. Э. К. Лявданский — филолог. Сфера научных интересов Эдуарда Константинови ча — русская литература XX века. Он опубликовал около 40 научных работ, в том числе в Нидерландах и в Финляндии. Его кандидатская диссертация была посвящена творчеству И. А. Бунина. В МГПИ Э. К. Лявданский читает-на филоло гическом отделении курс русской литературы начала XX ве ка, проводит спецкурсы и спецсеминары. По свидетельству авторитетного преподавателя кафедры литературы Г. А. Го- лотиной, Эдуард Константинович — «лучший лектор на к а федре». Совместно с Л. Т. Пантелеевой Э. К. Лявданский н а писал книгу «Храни огонь родного очага» (1933 г.), которая посвящена вопросам литературного краеведения. Э. К. Лявданский стоял во главе института в переломное и сложное время; после длительного «сна» началось время бесчисленных реформ (школьная реформа, перестройка, фор мирование новой российской государственности). При Н. А. Дмитриеве Мурманский пединститут оставался небольшим вузом, но все же упорным трудом преподавателей и мудрой политикой ректората заработал себе достойную ре путацию. Продолжая дело, начатое предшественниками, Э. К. Лявданский сумел не только укрепить эту репутацию, но и значительно расширить масштабы и возможности самого 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz