Фёдоров, П. В. Вуз, в котором я учусь : исторический очерк к 60-летию Мурманского государственного педагогического института (1939-1999 гг.) / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ин-т, каф. отечеств. истории ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : [МГПИ], 1999. - 50 с.

23 июня 1956 года в «Полярной правде» была напечатана статья директора МУИ С. А. Смирнова под названием «Но­ вый институт в Заполярье». В ней отмечалось, что «в пер­ вый год институт будет работать в составе двух курсов — первого и второго. На второй курс педагогического института переводятся студенты второго курса учительского института, успешно сдавшие государственные экзамены». 1 сентября 1956 года «Полярная правда» сообщила «Мур­ манский государственный педагогический институт... сегодня гостеприимно открыл двери... По итогам вступительных экзаменов на первый курс ин­ ститута зачислено 100 студентов... На второй курс... принято 100 человек... Около 300 учите­ лей Мурманска и области будут учиться на заочном отделе­ нии... без отрыва от работы в школе». К этому нужно добавить, что первоначально предполага­ лось зачислить на второй курс 25 выпускников учительского института. Но желающих оказалось больше, и план приема на второй курс был увеличен в 4 раза. А вот на первом курсе историко-филологического факультета недобрали 12 человек. Выход из этого затруднения нашли очень оригинальный; на свободные места в МГПИ были зачислены те студенты, кто не прошел по конкурсу во время поступления в Ленинград ­ ский пединститут. Срок обучения в педагогическом вузе в то время состав­ лял, как и сейчас — 5 лет. И еще одно уточнение; студенты, окончившие историко-филологический факультет, получали специальность более широкого профиля, чем сейчас, — «Учи­ тель русского языка, литературы и истории». Заочное отделе­ ние сначала принимало только выпускников учительского ин­ ститута — сразу на третий курс. Только с 1958 года среди заочников МГПИ появились первокурсники — выпускники обычных средних школ. Так в Мурманске был создан новый вуз. Сколько же лет Мурманскому государственному педагогическому институту? От какого года (1939? 1956?) вести его историю? Попробуем разобраться. З а версию 1956 года выступает только один довод; двухгодичный учительский институт, в от­ личие от педагогического, не давал законченное высшее об­ разование. Материальная база, уровень научной работы, ко­ 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz