Фёдоров, П. В. Вуз, в котором я учусь : исторический очерк к 60-летию Мурманского государственного педагогического института (1939-1999 гг.) / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ин-т, каф. отечеств. истории ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : [МГПИ], 1999. - 50 с.

ко, пробыв на этом высоком посту несколько лет, он попал в «опалу». Как раз накануне произошла смена первого сек­ ретаря обкома; место А. М. Кутырева занял В. А. Прокофьев. Начались кадровые перестановки. Отправленный в отстав­ ку С. А. Смирнов некоторое время работал редактором г а ­ зеты «Моряк Заполярья», а в 1952 году перешел в учитель­ ский институт. МУИ стал подходящей средой для раскрытия способнос­ тей этого человека. Ему помогли и большой предшествующий опыт руководящей работы, и многочисленные связи бывшего партийного функционера. В учительском институте Смирнов прошел путь от заведующего кафедрой марксизма-ленинизма до директора, активно занимался научной работой, подгото­ вил кандидатскую диссертацию, которую успешно защитил. Именно ему учительский институт обязан своим превраще­ нием в педагогический институт, первым ректором (директо­ ром) которого стал опять же Сергей Андреевич Смирнов. Перед уходом на заслуженный отдых он испытал новый кру­ той поворот в жизни. На этот раз судьба привела его в Мур ­ манское мореходное училище на должность заведующего кафедрой марксизма-ленинизма. Последние годы Сергей Анд­ реевич жил в Ленинграде, где и умер 14 февраля 1971 года в возрасте 65 лет.г» 23 февраля 1956 года министр просвещения РСФСР И. Каи- ров подписал исторический для Мурманска приказ — «О ре­ организации Мурманского учительского института в педаго­ гический институт». 26 Полностью этот документ приводится в приложении. Его смысл сводится к следующему: 1 . Мурманский педагогический институт создается на ба­ зе учительского института с 1 сентября 1956 г. 2. При нем действует два факультета (физико-математи­ ческий; русского языка и литературы). 3. Предусматривается строительство здания МГПИ и жи ­ лого дома для профессорско-преподавательского состава, а также всесторонняя помощь институту научными кадрами и дополнительными ассигнованиями. 4. Педучилище реорганизуется. Его здание по проспекту Ленина, 43, часть учебного оборудования, инвентаря и биб­ лиотеки передается педагогическому институту. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz