Фёдоров, П. В. Вуз, в котором я учусь : исторический очерк к 60-летию Мурманского государственного педагогического института (1939-1999 гг.) / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ин-т, каф. отечеств. истории ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : [МГПИ], 1999. - 50 с.

Были среди студентов и общественные «осведомители». Тогда, в годы сталинщины, их «плодотворная» деятельность поощрялась. Один из них разносил в областной газете своих сокурсников: «Некоторые студенты, — писал он, — небрежно конспектировали лекции, а такие как Пакалюхина и Голуб­ чиков очень часто занимались чтением «увлекательных» ро­ манов, различными посторонними делами, а работу над учеб­ ными материалами откладывали».i 0 (Этот «донос» написал не преподаватель, а студент второ­ го курса литературного отделения. Такие были времена...) План набора в Мурманский учительский институт на 1941 год Наркомпрос РСФСР утвердил следующий; на дневное отделение — 120 чел., на вечернее — 90 чел. Однако эти з а ­ мыслы не были реализованы — вскоре началась Великая Отечественная война. Область стала прифронтовой террито­ рией. Многие учреждения закрылись, В их числе и Мурман­ ский учительский институт. ПОБЕДА ...1944 год. Еще до того, как прогремели победные залпы, правительство принимает решение о восстановлении учите­ льского института в Мурманске. Его директором был н а зн а ­ чен Семен Захарович Захаров — чуваш по национальности, выпускник Казанского пединститута, человек с большим опы­ том педагогической работы. В 30-е годы он учился в аспиран­ туре в Москве, был директором рабфака, читал лекции по политэкономии при институте народного хозяйства им. Пле­ ханова. Перед тем, как приехать в Мурманск, С. 3. З а х а ­ ров трудился директором ряда средних школ и д аже пора­ ботал в консульстве СССР в Китае.и После восстановления института в 1944 году на первый курс планировалось принять 120 чел. и еще 30 чел. на подго­ товительное отделение. Правда, набрать нужное количество не удалось. В начале 1945 года в институте училось только 89 чел .12 С проблемой недобора здешние преподаватели столкнутся еще не раз. Сказывались и послевоенная ра з­ руха, и недостаточная профориентационная работа в шко­ лах, и слабая реклама.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz