Фёдоров, П. В. Вторые Дарданеллы : Кольский край в истории Российского государства / П. Федоров ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : [б. и.], 2003. - 63 с.
Вся эта разведывательная активность подогревалась той масштабной программой милитаризации, которая проводив лась СССР в рамках гонки вооружений со. своим главным конкурентом — США. На флот поступали надводные и под водные корабли с неограниченным районом плавания. С появлением атомного оружия Северный флот оснащался, ядерной техникой. Размещенные на кораблях баллистичес кие и крылатые ракеты также могли достигнуть любой точ ки земного шара. Северный флот, таким образом, быв;ший до войны самым слабым из всех военно-морских флотОв СССР, после ее окончания, благодаря появлению ядерного оружия (которое имелось только еще на Тихоокеанском фло те), становится самым значимым, превращаясь в самостоя тельный стратегический фактор. Другим же стратегическим фактором продолжала оста ваться территория и ее инфраструктура. С 60-х годов в Мур манской области начинает формироваться система автомо бильных дорог. Особенно важным в геостратегическом отношении оказы валось Мурманское побережье с незамерзающими заливами. Для обслуживания кораблей Северного флота именно здесь создавалась система морских баз и судоремонтных заводов. Из Кольского залива, например, СССР тайно перевозил на Кубу ядерные ракеты, что впоследствии привело к Кариб скому кризису 1962 года. В Никель была проложена желез ная дорога, призванная обслуживать также и никелевые рудники. С применением труда заключенных начала строить ся и железная дорога к военно-морской базе в Иоканге (од нако после смерти Сталина строительство было замороже но). Повышенное внимание государства к территории Кольс кого Севера вызывалось ее близостью не только к Западной Европе, но и к... Северному полюсу. Дело в том, что соглас но секретным стратегическим планам СССР и США, теат ром военных действий в будущей третьей мировой войне ста новился Северный Ледовитый океан, благодаря использова нию атомных подводных лодок, способных к подледному плаванию. Отсюда и то внимание, которое СССР и США уде ляли строительству подводных лодок, и та активность, кото рую обе страны проявляли в освоении Арктики. В 1962 году советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz