Фёдоров, П. В. Вторые Дарданеллы : Кольский край в истории Российского государства / П. Федоров ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : [б. и.], 2003. - 63 с.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ Читатель, взявший книгу «Вторые Дарданеллы», может подумать, что речь в ней пойдет о каком-нибудь южном про ливе. Но нет. «Вторыми Дарданеллами» з годы первой ми ровой войны западные газеты называли только что построен ную железную дорогу, соединившую Кольский полуостров с центром страны. Этим названием подчеркивалась большая значимость как Мурманской железной дороги, так и всегб Кольского, края в целом для России. В 1922 году в Петрограде увидела свет брошюра А. Ар нольдова «Вторые Дарданеллы», в которой автор также подчеркивал ту большую роль, какую должна сыграть для России Мурманская железная дорога. Впоследствии, правда, этот термин, «Вторые Дарданеллы», забылся. А вот значение дороги и всего края, по которому' она проходит, осталось таким же, важным. Что же произошло в годы первой мировой войны, что поз волило некогда малонаселенную, подзаброшенную заполярную окраину превратить в важный стратегический район страны? Каким образом и почему уезд, в котором проживало 10—15 тысяч человек, сумел в конце концов превратиться в само стоятельный регион, увеличив свое население в 100 раз? Обо всем этом читатель найдет в этой книге. Нужно сказать, что о Мурмане, об этом замечательном и удивительно красивом крае, уже много писали. Историки создали целые тома по истории Кольского Севера- Но все эти работы отличает неизменное — попытка показать Коль ский край изнутри, вне связи с событиями того мира, кото рый его окружал. Этому отчасти способствовало и то природ но-культурное своеобразие, отличавшее Мурман от других районов страны. 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz