Фёдоров, П. В. Вторые Дарданеллы : Кольский край в истории Российского государства / П. Федоров ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : [б. и.], 2003. - 63 с.

Таким образом, Мурманск и связывающая его с центром страны железная дорога не были захвачены врагом. Учитывая это обстоятельство, И. В. Сталин призывал союзников открыть второй фронт в Арктике. Однако премьер- министр Великобритании У. Черчилль, преследуя свои ин­ тересы, сумел уклониться от такого проекта. Находившийся в Заполярье самый правый фланг соЁетско-германского фронта оставался, таким образом, довольно локальным. И хотя Исход войны решался, конечно же, не здесь, надежная защита Мурманска между тем позволила обеспечить реали­ зацию отнюдь не локальной задачи. Для страны в целом, где наступление противника проходило весьма стремительно, где начал сказываться дефицит ресурсов, свободный дос­ туп к северным портам имел огромное значение, так как с началом войны остро встал вопрос о путях доставки в СССР военной помощи из стран-союзников. Поскольку Балтийское и Черное моря оказались блоки­ рованы противником, как и в годы Первой мировой войны, в стране повторился «эффект Вторых Дарданелл». В виду того, что восточный (через Владивосток) и южный (через Персидский залив) маршруты доставки помощи были весьма протяженными, а значит экономически менее выгодными, наибольший интерес для союзников, в особенности на первом этапе войны, представлял именно северный маршрут (через Архангельск и Мурманск), как наиболее короткий, хотя и самый трудный. Поэтому несмотря на все опасности, под­ жидавшие союзнические суда по пути следования через Се­ верную Атлантику, Норвежское и Баренцево моря, где весь­ ма активно действовал германский флот, северный маршрут уже с конца 1941 года превратился в основную транспортную 'артерию между СССР и союзниками. К августу 1942 года из-за границы через Мурманск и Архангельск было ввезено столько же самолетов, танков и танкеток, сколько их было в составе всех советских фронтов на начало 1942 года. Однако усиление арктической группы германского флота в 1942 году принесло и крупные потери среди союзников (трагедия 17-го конвоя), что в конечном итоге заставило переориентировать основной грузопоток с северного марш­ рута ка южный и восточный, однако при одновременном рас­ ширении самого грузопотока. Поэтому и в последующие го­ ды объем ввозимых через Мурманск и Архангельск союзни­ ческих грузов оставался весьма значительным. 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz