Фёдоров, П. В. Вторые Дарданеллы : Кольский край в истории Российского государства / П. Федоров ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : [б. и.], 2003. - 63 с.

оживлению работы Мурманского порта и Мурманской ж е ­ лезной дороги. При этом, не располагая необходимыми ре­ сурсами на осуществление проектов по развитию края, Со­ ветское правительство, согласно нэповской стратегии, фак­ тически предложило местным властям искать средства само­ стоятельно, превратив Мурманскую железную дорогу в «про­ мышленно-транспортный и колонизационный комбинат», ко­ торый должен был не только перевозить грузы, но и зани­ маться колонизацией Мурмана — ловить рыбу, заготовлять лес, искать полезные ископаемые, заниматься торговлей, а вместе с тем способствовать заселению полосы вдоль же ­ лезной дороги. Такая передача центром полномочий на места неизбежно приводила к пересмотру старых административных границ губерний. Мурманские руководители еще в 1920 году настаи­ вали на выходе Мурмана из состава Аохангельской губер­ нии. Архангельские власти, не будучи едиными в решении этого вопроса, прекрасно осознавали, что не в состоянии са­ мостоятельно, без привлечения дополнительных ресурсов, поднять и освоить Кольский Север, и обращались за помощью к центру. С другой стороны, мурманские власти, считая ар­ хангельское начальство ненужным посредником, предпочи­ тали созданием особой административной единицы устано­ вить контакт непосредственно с центром. Тенденция, впер­ вые проявившаяся в 1918 году, таким образом, повторилась. Но на этот раз центр оказался более решительным, утвер­ див в 1921 году создание самостоятельной Мурманской гу­ бернии, чему посодействовала нэповская направленность к децентрализации. К середине 1920-х годов правительство принимает реше­ ние и о переводе из Архангельска в Мурманск тралового флота; отныне экономика Архангельска нацеливалась на развитие лесной и деревообрабатывающей промышленности, а Мурманска — рыбной. Между тем ни повышение административного статуса Мурмана, ни предоставление налоговых и прочих льгот, ни наделение Мурманской железной дороги особыми правами, ни открытие на Кольском полуострове полезных ископаемых сами по себе еще не привели к воплощению большевистских проектов о превращении Мурмана в индустриально разви­ тый район. НЭП лишь позволил восстановить расстроенную 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz