Фёдоров, П. В. Вторые Дарданеллы : Кольский край в истории Российского государства / П. Федоров ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : [б. и.], 2003. - 63 с.
оживлению работы Мурманского порта и Мурманской ж е лезной дороги. При этом, не располагая необходимыми ре сурсами на осуществление проектов по развитию края, Со ветское правительство, согласно нэповской стратегии, фак тически предложило местным властям искать средства само стоятельно, превратив Мурманскую железную дорогу в «про мышленно-транспортный и колонизационный комбинат», ко торый должен был не только перевозить грузы, но и зани маться колонизацией Мурмана — ловить рыбу, заготовлять лес, искать полезные ископаемые, заниматься торговлей, а вместе с тем способствовать заселению полосы вдоль же лезной дороги. Такая передача центром полномочий на места неизбежно приводила к пересмотру старых административных границ губерний. Мурманские руководители еще в 1920 году настаи вали на выходе Мурмана из состава Аохангельской губер нии. Архангельские власти, не будучи едиными в решении этого вопроса, прекрасно осознавали, что не в состоянии са мостоятельно, без привлечения дополнительных ресурсов, поднять и освоить Кольский Север, и обращались за помощью к центру. С другой стороны, мурманские власти, считая ар хангельское начальство ненужным посредником, предпочи тали созданием особой административной единицы устано вить контакт непосредственно с центром. Тенденция, впер вые проявившаяся в 1918 году, таким образом, повторилась. Но на этот раз центр оказался более решительным, утвер див в 1921 году создание самостоятельной Мурманской гу бернии, чему посодействовала нэповская направленность к децентрализации. К середине 1920-х годов правительство принимает реше ние и о переводе из Архангельска в Мурманск тралового флота; отныне экономика Архангельска нацеливалась на развитие лесной и деревообрабатывающей промышленности, а Мурманска — рыбной. Между тем ни повышение административного статуса Мурмана, ни предоставление налоговых и прочих льгот, ни наделение Мурманской железной дороги особыми правами, ни открытие на Кольском полуострове полезных ископаемых сами по себе еще не привели к воплощению большевистских проектов о превращении Мурмана в индустриально разви тый район. НЭП лишь позволил восстановить расстроенную 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz