Фёдоров, П. В. Вторые Дарданеллы : Кольский край в истории Российского государства / П. Федоров ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : [б. и.], 2003. - 63 с.
ти «принять всякое содействие союзных миссий». На осно ве формального разрешения центральной власти Мурман ский Совет 2 марта 1918 г. заключил с союзниками так .'на зываемое «Словесное соглашение» об оказании ими воен ной и материальной помощи, однако, без права вмешатель ства во внутренние дела Мурмана. Союзники, заключившие это соглашение, руководствовались прежде всего своими военно-стратегическими интересами, которые были связаны с желанием защитить архангельский и мурманский порты и находящиеся здесь же союзнические военные склады от воз можного их захвата Германией. И хотя на следующий день, 3 марта, в Брест-Литовске советская делегация подписала мирный договор с Германией, это не изменило большевистской политики лавирования, что позволило Мурманскому Совету, с одной стороны, начать прием воинских частей союзников на территории Мурмана (первый десант высадился с английского корабля «Глори» 6 марта), а с другой стороны, проводить курс на упрочение связей с Москвой. Дело в том, что само проведение на Коль ский Север железной дороги уже крепко связало его тер риторию с Петроградом и Москвой, сделав само отношение Мурманска с Архангельском лишь неудобной формаль ностью, которая чаще всего не соблюдалась. К тому же для архангельских властей Мурман всегда представлялся удаленной территорией, и интересовал губернаторов, изред ка; приезжавших сюда, больше всего своей «экзотикой». Ста рый губернский центр Архангельск никогда не хотел, да и не мог предоставить Мурману таких же ресурсов, какие да вали с началом мировой войны центральные ведомства. В такой ситуации вполне естественным становится стремление мурманских властей вывести Мурман из состава Архан гельской губернии, с тем, чтобы подчинить его более «щед рому» центру. Но поскольку Александровский уезд, в сос тав которого входил весь Кольский Север (правда, без Кан далакши), был слишком слабозаселенной территорией для того, чтобы требовать самостоятельности, руководители Мур манского Совета разрабатывают проект создания Мурман ского края, с включением в него и Кемского уезда, также крепко связанного с железной дорогой. Более того, Советское правительство в целях повышения своей популярности само выступило с предложением к мест ным властям об изменении административных границ гу 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz