Фёдоров, П. В. Вторые Дарданеллы : Кольский край в истории Российского государства / П. Федоров ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : [б. и.], 2003. - 63 с.
3. ЭФФЕКТ «ВТОРЫХ ДАРДАНЕЛЛ»: КОЛЬСКИЙ СЕВЕР В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1914—1918 гг. И В ПЕРИОД СЕВЕРНОЙ ОБЛАСТИ (1918—1920 гг.) Начавшаяся в 1914 году мировая война, в которую ока залась втянута и Россия, кардинально изменила геополити ческую ситуацию. Военные действия потребовали напряже ния всех сил и поиска новых источников ресурсов. Союзни ки России по Антанте (Англия, Франция и примыкавшие к ним США) были готовы продавать ей стратегические това ры (вооружение, продовольствие и т. д.). Однако главный противник Антанты — Четверной союз (Германия, Австро- Венгрия, Турция и Болгария) — сумел фактически заблоки ровать Россию. В районе ее западной сухопутной границы тянулся фронт. Оказались закрытыми и морские выходы в Европу: Балтийское море заперли немцы, а проливы Босфор и Дарданеллы — турки. Владивостокский порт был слиш ком удален от центра России. Вся нагрузка, таким образом, легла на Архангельск, для чего в срочном порядке начались работы по реконструкции его порта и связывающей его с центром железной дороги. Однако более чем на полгода этот единственный, оставшийся у России, выход в Европу блокировала сама природа, сковывая льдом архангельский рейд и Белое море. В этой ситуации взоры правительства обратились на Мурман. Правительство Николая II, испытав острый дефи цит геополитического ресурса, решает компенсировать его проведением на Кольский Север железной дороги, которая должна была протянуться более чем на 1000 верст от Пет розаводска (уже связанного железной дорогой с Петрогра дом) до Кольского залива по болотистой и пересеченной местности. Для ее создания были задействованы огромные ресурсы, расходование которых увеличивали и сжатые сро ки строительства (1915—1916 гг.). Поэтому для прокладки полотна на Мурман и в Карелию присылались не только вольнонаемные рабочие (в том числе иностранцы, среди ко торых было много китайцев), но и военнопленные. Одновременно на берегу Кольского залива для приема союзнических судов строился торговый порт. К осени 1916 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz