Фёдоров, П. В. Вторые Дарданеллы : Кольский край в истории Российского государства / П. Федоров ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : [б. и.], 2003. - 63 с.
Русскому Северу весьма покровительственно, не успел при нять решения из-за своей внезапной кончины. Новое прави тельство Николая II отвергнуло проект С. Ю. Витте, считая необходимым вкладывать средства в развитие военного пор та в Либаве. на Балтике. Правда, в память о своем отце Николай II в 1899 г. ос новал на берегу Екатерининской гавани Кольского залива новый город — Александрова, который проектировался прежде всего как уездный центр (сюда были переведены уездные учреждения из старой Колы) и «коммерческий» порт. И хотя на него распространялся режим «порто-франко», раз витие нового торгового порта было весьма затруднено отсут ствием регулярного сообщения со внутренними районами Рос сии. В начале XX века Николай II выразил пожелание о про ведении на Мурман железной дороги, чтобы завершить «ве ликий путь России от океана к океану — от Владивостока и Порт-Артура до Архангельска и Мурманска». Но постоян ная нехватка ресурсов так и не позволила осуществить этот проект в мирной обстановке. Приоритетным тогда считалось строительство железных дорог, связывающих зерновые рай оны России, откуда в огромном количестве вывозился на продажу за границу российский хлеб, с ближайшими пор тами — Балтийского и Черного морей. 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz