Фёдоров, П. В. Вторые Дарданеллы : Кольский край в истории Российского государства / П. Федоров ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : [б. и.], 2003. - 63 с.

Русскому Северу весьма покровительственно, не успел при­ нять решения из-за своей внезапной кончины. Новое прави­ тельство Николая II отвергнуло проект С. Ю. Витте, считая необходимым вкладывать средства в развитие военного пор­ та в Либаве. на Балтике. Правда, в память о своем отце Николай II в 1899 г. ос­ новал на берегу Екатерининской гавани Кольского залива новый город — Александрова, который проектировался прежде всего как уездный центр (сюда были переведены уездные учреждения из старой Колы) и «коммерческий» порт. И хотя на него распространялся режим «порто-франко», раз­ витие нового торгового порта было весьма затруднено отсут­ ствием регулярного сообщения со внутренними районами Рос­ сии. В начале XX века Николай II выразил пожелание о про­ ведении на Мурман железной дороги, чтобы завершить «ве­ ликий путь России от океана к океану — от Владивостока и Порт-Артура до Архангельска и Мурманска». Но постоян­ ная нехватка ресурсов так и не позволила осуществить этот проект в мирной обстановке. Приоритетным тогда считалось строительство железных дорог, связывающих зерновые рай­ оны России, откуда в огромном количестве вывозился на продажу за границу российский хлеб, с ближайшими пор­ тами — Балтийского и Черного морей. 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz