Фёдоров, П. В. Вторые Дарданеллы : Кольский край в истории Российского государства / П. Федоров ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : [б. и.], 2003. - 63 с.

И как следствие, на Кольский Север потянулись люди. Однако правительственная поддержка колонизации Мурман­ ского берега оказалась все же недостаточной, и кардиналь­ ных изменений в экономике не произвела. Суровые климати­ ческие условия, как и отсутствие надежных путей сообще­ ния, связывающих Мурман с центром (и прежде всего же ­ лезной дороги), были главными препятствиями переселения на Кольский Север. Об этом же говорит и демографическая картина. К началу 1914 года на огромной территории Коль­ ского края постоянно проживало всего 13 тысяч человек. Больших успехов в хозяйственной деятельности добился пазве что возобновленный на Мурманском берегу Трифоно- Печенгский монастырь, но произошло это благодаря исполь­ зованию им более мощных и отнюдь нерыночных стимулирую­ щих каналов: во-первых, монастырь получал ежегодную суб­ сидию от Соловецкого монастыря и пожертвования от верую­ щих: во-вторых, государство передало ему во владение об- шипный земельный фонд и освободило от налогов; в-третьих, на обитель бесплатно работали приезжавшие сюда богомоль­ ны. В результате монастырь скопил немалый капитал, кото­ рый приумножал уже рыночными методами. И все же произошедшие в экономике края определенные спвиги позволили в 1883 г. вернуть Коле статус уездного центра. Вернѵв себе определенную административную самостоя­ тельность, Кольский Север вместе с тем по-прежнему не ин­ тересовал правительство в военно-стратегическом отношении. Даже льготы, выделяемые переселенцам на Мурмане (коло­ нистам), согласно закону было разрешено предоставлять не только переселившимся сюда россиянам, но и норвежцам, правда, с обязательным принятием последними русского под­ данства. И хотя разрастанием норвежских поселков на тер­ ритории Западного Муомана тревожились местные власти, стремившиеся сохранить здесь русские приоритеты, прави­ тельство пыталось извлечь из этого прежде всего экономи­ ческую выгоду. Впрочем, в период царствования Александра III в прави­ тельстве все же рассматривался проект о возможности строи­ тельства в Кольском заливе военного порта. Автором его был министр финансов России С. Ю. Витте, лично совершивший поездку к берегам Мурмана. Александр III, настроенный к 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz