Фёдоров, П. В. Вторые Дарданеллы : Кольский край в истории Российского государства / П. Федоров ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : [б. и.], 2003. - 63 с.

ственио были перенаправлены в сторону совладелицы округа Дании. Возобновление давнишнего «лапландского спора» в XVI веке в значительной степени было вызвано как ростом могущества новых владельцев округа, что позволяло послед­ ним, изыскивать ресурсы в том числе на урегулирование спор­ ных пограничных проблем, так и начавшимся в XV веке про­ цессом русского заселения южной части Кольского полуост­ рова. В первой половине XVI века москойские власти первыми начинают наступление и проводят курс на приобщение лопа- рей-язычников к православной, русской вере, что должно было закрепить территорию их проживания за Русским го­ сударством. Так, в 1526 году Великий князь московский Ва­ силий III поручил новгородскому архиепископу Макарию от­ править на Крайний Север священнослужителей для совер­ шения обряда православного крещения саамов. Этому пред­ шествовала большая миссионерская работа. В Лапландии проповедникам православия (Трифону, Феодориту и др.) от­ крывалось широкое поле деятельности, но в пределах Кольс­ кого полуострова, т. к. лопари, жившие в Финмарке, в, свое время уже подверглись влиянию католичества. Однако сама церковь в Норвегии тогда переживала упадок, вызванный реформацией, и это избавило православие от западного кон­ курента. Деятельность православных миссионеров в восточ­ ной части датско-московского округа, в целом, іувенчалась Ѵспехом также благодаря выбранной ими гибкой тактике. Действовавший вблизи рек Колы и Туломы Феодорит, отно­ сясь к числу так называемых «нестяжателей», сделал ставку на культурно-просветительскую работу, изучение саамского языка, переводы Библии и т. д. Правда, предложенная им модель монастыря не претендовала на хозяйственное освоение края. Оказавшись материально слабым, монастырь Феодори- та распался и его монахи ѵшли на реку Печенгу, к Трифону. Трифон же, напротив, следуя иосифлянской тактике, строил свою миссионерскую деятельность при помощи вовлечения саамов в торгово-экономические отношения. Поэтому, в от­ личие от Феодорита, он занимался укрупнением своей обите­ ли: приобретал земли, развивал хозяйство, получив при этом поддержкѵ Ивана Гоозного. Основание Печенгского монас­ тыря в середине XVI века имело огромное значение для у т ­ верждения православия, а значит и русской государственнос­ ти в наиболее спорном, северо-западном райогге Кольского Севера, непосредственно граничащим с Финмарком. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz