Фёдоров, П. В. Вторые Дарданеллы : Кольский край в истории Российского государства / П. Федоров ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : [б. и.], 2003. - 63 с.
ственио были перенаправлены в сторону совладелицы округа Дании. Возобновление давнишнего «лапландского спора» в XVI веке в значительной степени было вызвано как ростом могущества новых владельцев округа, что позволяло послед ним, изыскивать ресурсы в том числе на урегулирование спор ных пограничных проблем, так и начавшимся в XV веке про цессом русского заселения южной части Кольского полуост рова. В первой половине XVI века москойские власти первыми начинают наступление и проводят курс на приобщение лопа- рей-язычников к православной, русской вере, что должно было закрепить территорию их проживания за Русским го сударством. Так, в 1526 году Великий князь московский Ва силий III поручил новгородскому архиепископу Макарию от править на Крайний Север священнослужителей для совер шения обряда православного крещения саамов. Этому пред шествовала большая миссионерская работа. В Лапландии проповедникам православия (Трифону, Феодориту и др.) от крывалось широкое поле деятельности, но в пределах Кольс кого полуострова, т. к. лопари, жившие в Финмарке, в, свое время уже подверглись влиянию католичества. Однако сама церковь в Норвегии тогда переживала упадок, вызванный реформацией, и это избавило православие от западного кон курента. Деятельность православных миссионеров в восточ ной части датско-московского округа, в целом, іувенчалась Ѵспехом также благодаря выбранной ими гибкой тактике. Действовавший вблизи рек Колы и Туломы Феодорит, отно сясь к числу так называемых «нестяжателей», сделал ставку на культурно-просветительскую работу, изучение саамского языка, переводы Библии и т. д. Правда, предложенная им модель монастыря не претендовала на хозяйственное освоение края. Оказавшись материально слабым, монастырь Феодори- та распался и его монахи ѵшли на реку Печенгу, к Трифону. Трифон же, напротив, следуя иосифлянской тактике, строил свою миссионерскую деятельность при помощи вовлечения саамов в торгово-экономические отношения. Поэтому, в от личие от Феодорита, он занимался укрупнением своей обите ли: приобретал земли, развивал хозяйство, получив при этом поддержкѵ Ивана Гоозного. Основание Печенгского монас тыря в середине XVI века имело огромное значение для у т верждения православия, а значит и русской государственнос ти в наиболее спорном, северо-западном райогге Кольского Севера, непосредственно граничащим с Финмарком. 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz